Размер:
Цвет:

Обзор судебной практики за 3 квартал 2018 года

Обзор судебной практики по делам об административных
правонарушениях в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
за 3 квартал 2018 года

Привлечение лицензиата к административной ответственности за нарушение запретов, установленных статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К перечню таких нарушений могут относиться:

- оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов,

- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий,

          - оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками

          - искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов;

          - розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ;

          - нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции;

          - розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ, указанные нарушения являются основанием для аннулирования лицензии.

Исходя из толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171-ФЗ, положения пункта 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ.

При этом, аннулирование лицензии, выданной на определенный срок, за совершение правонарушений, предусмотренных требованиями ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче новой лицензии до истечения срока, который был предусмотрен аннулированной лицензией.

По мнению судов, учитывая применение к лицензиатам меры административного воздействия, заключающейся в лишении специального права, предоставленного на определенный срок, выдача заявителю новой лицензии до истечения срока, который был предусмотрен аннулированной лицензией, приведет к противоречию сути института аннулирования лицензий.

Например: лицензиат привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, после чего лицензия на розничную продажу была аннулирована 10.11.2018, при этом срок действия лицензии был до 12.12.2019. По мнению судов, лицензиату не может быть выдана новая лицензия до 12.12.2019, то есть до срока окончания действия аннулированной лицензии.

Указанная позиция нашла свое отражение в:

- определении Верховного суда Российской Федерации от 21.02.2017 по делу № 306-КГ16-15245;

- определении Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2018 по делу № 307-КГ18-16269.

В целях исключения отказа в выдаче лицензии, организациям следует осуществлять деятельность с соблюдением требований Федерального закона № 171-ФЗ.


Опубликовано: 30.01.2019 20:54        Обновлено: 18.02.2019 16:03