Размер:
Цвет:

Типовые вопросы-ответы

Вопрос: Банки отказывают в получении кредита без объяснения причины, что делать?

Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации кредитованием физических лиц занимаются кредитные организации (банки).

Согласно статье 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций (банков).

Банки являются коммерческими организациями и самостоятельными субъектами экономической деятельности. Кредитная политика разрабатывается банками самостоятельно и является внутренним документом. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставление кредита, а также указание причин отказа в предоставлении кредита является правом, а не обязанностью банка.

Получение любого займа в банке зависит от финансового положения семьи. При подаче документов на рассмотрение, банк, в первую очередь, оценивает платежеспособность заемщика. Если доходов заемщика и членов его семьи недостаточно для одобрения ипотечного кредита, то существует возможность привлечения созаемщиков, соответствующих требованиям банка.

Отказ банка в предоставлении кредита не является препятствием для повторного обращения.

В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) зарегистрировано 40 кредитных организаций и филиалов, в том числе осуществляющих ипотечное кредитование. На официальном веб-сайте Департамента экономического развития автономного округа http://www.depeconom.admhmao.ru в разделе «Деятельность» – «Развитие финансовых рынков» размещен перечень кредитных организаций (банков), осуществляющих свою финансовую деятельность в автономном округе.

Граждане могут обратиться в любой из указанных банков для получения кредита на приемлемых условиях.

Вопрос: В семье сложилась трудная жизненная ситуация, нечем платить кредит, что делать?

Ответ: Кредитные обязательства возникают у граждан с момента заключения кредитного договора. Условия кредитного договора включают в себя, в том числе, сумму кредита, срок, на который выданы кредитные средства, размер процентной ставки по кредиту, размер ежемесячных платежей и иные существенные условия. Подписывая кредитный договор, гражданин берет на себя обязательства по выполнению всех условий кредитного договора. Оформление кредитных обязательств является взвешенным решением и предполагает их самостоятельное исполнение.

Пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявитель обязан принять все необходимые меры для погашения задолженности по кредитному договору, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств.

Согласно статье 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций (банков).

Банки являются коммерческими организациями и самостоятельными субъектами экономической деятельности. Кредитная политика разрабатывается банками самостоятельно и является внутренним документом.

При возникновении ситуации, когда гражданин не может выполнять кредитные обязательства, кредитные организации могут рассмотреть возможность изменения их условий, в том числе, временное приостановление гашения ежемесячных взносов по кредиту, увеличение срока кредитования, изменение схемы начисления процентов.

Заемщик может обратиться в банк-кредитор с заявлением о реструктуризации имеющегося кредита с предоставлением документов, подтверждающих наличие на день обращения существенных обстоятельств, в силу которых он не может исполнять в полном объеме обязательства, принятые на себя при заключении кредитного договора.

Альтернативой реструктуризации кредитной задолженности является рефинансирование, то есть получение нового денежного займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего. Рефинансирование может происходить, как в прежнем банке-кредиторе, так и в каком-либо другом.

При рассмотрении документов, поданных на реструктуризацию (рефинансирование), банк учитывает финансовое положение семьи (совместный доход семьи и имеющиеся обязательства у заемщика перед другими банками), наличие положительной кредитной истории и возраст заемщика.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведение реструктуризации и рефинансирования кредитов, а также указание причин отказа в проведении реструктуризации (рефинансировании) является правом, а не обязанностью банка.

В настоящее время на территории автономного округа зарегистрировано 40 кредитных организаций и филиалов, в том числе осуществляющих ипотечное кредитование. На официальном веб-сайте Департамента экономического развития автономного округа http://www.depeconom.admhmao.ru в разделе «Деятельность» – «Развитие финансовых рынков» размещен перечень кредитных организаций (банков), осуществляющих свою финансовую деятельность в автономном округе.

Для выбора наиболее оптимальной программы рефинансирования гражданин вправе обратиться в отдел кредитования любого из указанных банков.

Вместе с тем, в качестве дополнительного дохода, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, можно получить имущественный налоговый вычет на приобретенное жилое помещение, а также налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на погашение процентов по действующему кредитному договору и направить налоговый вычет в счет погашения обязательств по ипотечному кредитному договору (в случае, если ранее такой вычет не использован). Контактная информация размещена на официальном сайте Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по автономному округу https://www.nalog.ru/rn86/ifns/imns86_01/.

При невозможности исполнения денежных обязательств перед кредиторами Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность гражданину обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, реструктурировать имеющиеся долги, получить отсрочку, либо рассрочку по выплате задолженности, если размер требований к гражданину составляет не менее 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Вопрос: Почему не индексируется «губернаторская надбавка/пенсия»?

Ответ: Основным механизмом обеспечения гарантии доходов граждан является пенсионное обеспечение. В Российской Федерации пенсионеры получают страховые, накопительные пенсии, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Все виды пенсий, выплачиваемых в Российской Федерации, ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

Одновременно с этим, на территории автономного округа реализуется система дополнительного пенсионного обеспечения (далее – система ДПО), созданная и направленная на повышение качества жизни, уровня доходов пенсионеров автономного округа и предусматривающая пожизненное назначение дополнительной пенсии для отдельных категорий граждан.

Предпосылкой создания системы ДПО в автономном округе послужила объективная необходимость повышения за счет возможностей бюджета автономного округа сложившегося низкого уровня доходов пенсионеров по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, так в 1999 году средний размер дохода пенсионера составлял 735 рублей или 48% от величины прожиточного минимума пенсионера 1 531 рубль.

При этом доход пенсионера в 1999 году состоял только из государственной пенсии.

Учитывая низкий уровень пенсионного обеспечения граждан на начальном этапе развития Пенсионной реформы в Российской Федерации, Правительство автономного округа взяло на себя обязательства поддержать работников бюджетной сферы, а позже приняло решение о поддержке граждан, которые в силу своего предпенсионного возраста и отсутствия механизмов формирования накопительной части трудовой пенсии и дополнительной негосударственной пенсии не могли участвовать в формировании будущей пенсии.

Для повышения уровня доходов пенсионеров автономного округа было принято решение об оказании социальной поддержки из бюджета автономного округа в виде ежемесячной социальной выплаты, которая в 2003 году была трансформирована в дополнительную пенсию.

Доплаты к пенсии неработающим пенсионерам введены в автономном округе не в качестве основной пенсии, а в целях повышения материального состояния неработающих пенсионеров автономного округа, как временная социальная поддержка граждан пенсионного возраста.

С начала реализации Пенсионной реформы в 2002 году граждане России получили возможность влиять на размер своей будущей пенсии, используя новые механизмы, предложенные государством, а именно, распоряжаться своими пенсионными накоплениями, переведя накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию, участвовать в увеличении накопительной части пенсии на условиях софинансирования, получая ежегодно из федерального бюджета до 12 000 рублей, а также формировать негосударственную дополнительную пенсию через негосударственные пенсионные фонды.

На 01.01.2019 средний размер дохода пенсионеров в Югре составил 20 369 рублей, что на 41,6 % выше прожиточного минимума пенсионеров в автономном округе и на 29,2 % выше среднего уровня страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в Российской Федерации, который составляет 14 414 рублей.

В целях установления гарантии на получение государственной поддержки неработающими пенсионерами, не имеющими права на дополнительное пенсионное обеспечение, иные выплаты к пенсии, с 01.12.2010 Законом автономного округа от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 115-оз) введено социальное пособие.

Согласно Закону № 115-оз социальное пособие предусмотрено для:

- неработающих граждан (женщин старше 50 лет, мужчин старше 55 лет), 1966 года рождения и старше, не имеющих права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении, постоянно проживающих на территории автономного округа, имеющих стаж работы на его территории не менее 20 лет;

- инвалидов с детства I и II групп, получающих социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и не имеющих права на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством автономного округа.

Вклад граждан пожилого возраста в жизнь общества оценивается в Российской Федерации и в автономном округе в различных формах. В их числе – награждение лиц за заслуги в трудовой, общественной и культурной жизни страны и автономного округа государственными наградами, ведомственными знаками отличия, присвоение им почетных званий Российской Федерации, автономного округа, предоставление за счет средств бюджетов всех уровней дополнительных мер социальной поддержки (предоставление ежемесячной денежной выплаты, льгот по оплате коммунальных услуг и другое).

В целях улучшения материального положения пожилых людей из числа неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума пенсионеров, принятой в автономном округе, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Консультацию по вопросу предоставления региональной социальной доплаты к пенсии, а также получения иных мер социальной поддержки можно получить в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг по месту проживания, либо в сети «Интернет» на сайте казенного учреждения автономного округа «Центр социальных выплат Югры» www.csvhmao.ru в разделе «государственные услуги».

Вопрос: Работает ли организация «Титул»? 25 лет назад вложили в них деньги, а сейчас о их деятельности ничего не известно.

Ответ: ПАО «Инвестиционная компания социальной защиты и развития малочисленных народов Севера «Титул» является действующим акционерным обществом, созданным в 1992 году с наименованием Акционерное общество «Чековый инвестиционный фонд «Титул». Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В соответствии с нормами закона № 208-ФЗ, высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится принятие решений, касающихся деятельности общества.

Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с вышеуказанным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции. Участие в общем собрании акционеров позволяет акционерам (в том числе в лице своих уполномоченных представителей) осуществить одно из основных прав акционера – право на участие в управлении обществом.

Кроме того, акционер обладает правом своевременно получать информацию о дате проведения общего собрания акционеров, иметь возможность ознакомиться с необходимой информацией по вопросам, включенным в повестку дня собрания, своевременно получать бюллетень для голосования при заочном проведении общего собрания акционеров.

Правительство автономного округа не является акционером Общества и соответственно не имеет правовых оснований вмешиваться в его управление.

Начисление или выплата дивидендов держателям акций в денежном выражении Обществом не производились с 1994 года. При этом за 1994, 1995 и 1996 года дивиденды по решению общих собраний акционеров выплачивались в виде дополнительных акций. В 1997 году в связи с увеличением уставного капитала Обществом проведен выпуск дополнительных акций, которые были размещены на лицевых счетах по закрытой подписке среди акционеров пропорционально имеющимся акциям.

В настоящее время ПАО «Титул» не осуществляет выкуп собственных акций. В свою очередь у акционеров имеется возможность продать принадлежащие им акции на вторичном рынке любому покупателю без согласия других акционеров.

Информацию о количестве имеющихся акций, выкупной стоимости акций, получение выписки из реестра и иную информацию можно получить в филиале ЗАО «Сибирская регистрационная компания», являющимся держателем реестра акционеров ПАО «Титул» (реестродержатель ПАО «Титул») по адресу: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, д.15. тел.: 8 (3467) 33-17-41, 33-17-44.

Кроме того, получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Титул» можно в сети «Интернет» на сайте Общества www.titul.org, либо по адресу: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, д. 15, тел.: 8 (3467) 33-17-43.

В случае нарушения прав акционеров, они вправе направить соответствующую жалобу на действия Общества в Центральный банк Российской Федерации по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д.12 или через Интернет-приемную Банка России www.cbr.ru/Reception/, тел.: 8-800-300-30-00 (круглосуточно).


Опубликовано: 22.10.2019 17:35        Обновлено: 23.12.2020 10:38