Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Протокол №8 от 25 января 2013 года

ПРОТОКОЛ № 8

заседания рабочей группы по контролю за исполнением принятых Советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре решений и рассмотрению обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

«25» января 2013 года                                                                                г. Ханты-Мансийск
Председательствовал:

 

Болотов

Владимир Николаевич

-

Генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты, руководитель рабочей группы
Присутствовали:

 

Белов

Аркадий Михайлович

-

Генеральный директор Фонда микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Гегина

Людмила Викторовна

-

Начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства управления инвестиционного развития Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, секретарь рабочей группы

Соловьев

Вячеслав Анатольевич

- Председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Жигулина

Татьяна Владимировна         

- Член Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г. Нижневартовска, Директор ООО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник», г. Нижневартовск

Землянкин

Сергей Федорович

- Президент Торгово-Промышленной палаты города  Нижневартовска

Повестка дня:

1. Рассмотрение обращения предпринимателя Денисенко Н.Н. по вопросу устранения препятствий оказывающих воздействие на оказание им транспортных услуг.

________________________________________________________________

(Болотов, Белов, Жигулина, Землянкин)

По итогам рассмотрения вопроса установлено:     

  1. О регулировании деятельности автовокзалов (автостанций) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В настоящее время отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и общие условия предоставления услуг пассажирам  определены Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав АТС). Уставом АТС понятие производственно-технологического комплекса предназначенного для обслуживания пассажиров используется как - объект транспортной инфраструктуры (п.10, статьи 2 Устава АТС)

Статьей 7 Устава АТС установлено, что требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

Как следует из статьи 3 Устава АТС на основании настоящего Устава Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В соответствии с вышеуказанной статьей Правительство Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2009 г. N 112 утвердило Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров).

Согласно пункта 2 правил перевозок пассажиров понятие "автовокзал" используется как - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров разработаны требования к оборудованию автовокзалов утвержденные Приказом Минтранса России от 1 ноября 2010 г. N 234, а так же пунктами 21 – 28 правил перевозок пассажиров отрегулированы общие требования по оказанию Автовокзалами услуг пассажирам.

Исходя из системного анализа федерального законодательства в настоящее время оказание услуг Автовокзалами перевозчикам регулируется только Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ). Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (Часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так же злоупотребление доминирующем положением на определенном товарном рынке.

Следовательно, для установления факта наличия в действиях определенного лица признаков злоупотребления доминирующим положением, прежде всего необходимо определить занимает ли лицо доминирующее положение на определенном товарном рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (пункт 5 статьи 5 Закона № 135 – ФЗ).

Понятие естественной монополии и субъекта естественной монополии дано в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее по тексту – Закон № 174-ФЗ). Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Законом № 174-ФЗ регулируется деятельность определенных субъектов естественных монополий в установленных сферах, хотя и деятельность Автовокзалов федеральным законодателем прямо не отнесена к естественным монополиям по существу она токовой является, так как естественно не может быть в одной точке отправления автобуса по установленному маршруту два Автовокзала конкурирующих между собой «на чей перрон для посадки пассажиров сегодня станет автобус», перрон для посадки пассажиров в определенный автобус по определенному маршруту, бывает только один.

Как показывают последние события, в том числе и практика рассмотрения Федеральной антимонопольной службой дел связанных с предоставлением услуг Автовокзалами перевозчикам, отсутствие смысловой нагрузки в региональном законодательстве направленной прямо на регулирование отношений между Автовокзалами и перевозчиками влечет возможность в процессе правоприменения манипулирование рынком услуг Автовокзалами, затягивание времени начала осуществления деятельности перевозчиков, излишней бюрократической проволочкой и снижает уровень гарантий государственной защиты прав граждан и перевозчиков.

Существующей антимонопольной и арбитражной систем защиты прав лиц участвующих в процессе организации перевозок пассажиров, явно не достаточно. Необходимо создать правовые основы региональной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении естественных монополий (в данном случае Автовокзалов) направленной на достижение баланса интересов перевозчиков и Автовокзалов, обеспечивающих доступность реализуемых ими услуг для потребителей (пассажиров) и эффективное функционирование.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование корреспондирующее с обязанностью субъекта Российской Федерации соблюдать конституционное требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования.

Таким образом учитывая положения статьи 1 Устава АТС отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные Уставом АТС, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В систему нормативно правовых актов РФ входят и нормативно правовые акты принятые субъектами РФ. Из чего следует, что отношения Автовокзалов связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом перевозчиками подлежит регулированию.

Разработка проекта Порядка заключения договоров между Автовокзалами и перевозчиками, и проекта Методики формирования тарифов на услуги Автовокзалов по организации обслуживания населения автомобильным транспортом, в городском, пригородном и междугородном сообщении (далее по тексту – НПА), являются основами регулирования отношений Автовокзалов и перевозчиков.

Утверждение данных НПА позволит избежать длительных разбирательств в антимонопольной службе и арбитражных судах и не позволит Автовокзалам манипулировать рынком автотранспортных услуг, что благоприятно скажется на развитии автотранспортных услуг населению.

  1. О раскрытие понятия в законе о транспортном обслуживание «Межмуниципальный маршрут»:

Статьей 4 Уставом АТС предусмотрены следующие виды сообщения:

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Межмуниципальных видов сообщений федеральным законодателем не предусмотрено, так как конституцией Российской Федерации предусмотрено право субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование корреспондирующее с обязанностью субъекта Российской Федерации соблюдать конституционное требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, напрашивается вывод об исключении понятия межмуниципального маршрута из окружного закона о транспортном обслуживании.

Решили:

1.Членам рабочей группы :

1.1. Принять к сведению результаты совместных переговоров ИП Денисенко Н.Н. и представителем собственника ООО «Автовокзал» о возобновлении совместных пассажирских перевозок.

1.2. Рекомендовать Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотреть возможность внесения уточнений в закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 № 114-оз «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по пригородным и межмуниципальным маршрутам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси»  и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты автономного округа  и нормативные правовые акты органов местного самоуправления автономного округа, предусматривающие раскрытие следующих аспектов, влияющих на предпринимательскую деятельность :

- Установление единых конкурсных требований по доступу перевозчиков на городские, пригородные и междугородные сообщения;

- Установление единого порядка предоставления субсидий на городских, пригородных и междугородних сообщениях;

- Установление единого порядка согласования паспортов безопасности маршрутов на городских, пригородных и междугородних сообщениях, в том числе регулярного проведения комиссионных обследований дорожной обстановки;

- Установление единого порядка согласования расписания движения автобусов на городских, пригородных и междугородних сообщениях;

- Установление единого порядка открытия и закрытия маршрутов общего пользования на городских, пригородных и междугородних сообщениях, в том числе раскрытие понятия «межмуниципальный маршрут»;

- Установление порядка ведения реестра городских, пригородных и междугородних маршрутов;

- Установление полномочий органов прокуратуры и ГИБДД по пресечению нелегального осуществления пассажирских перевозок  на городских, пригородных и междугородних сообщениях.

Руководитель рабочей группы                              В.Н. Болотов

Секретарь рабочей группы                                 Л.В. Гегина

Опубликовано: 09.02.2016 11:28        Обновлено: 10.02.2016 16:31