Размер:
Цвет:

за 2017 год

Годовой отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2016 - 2020 годы»

за 2017 год

Инструментом для достижения целей Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Департамент, Депэкономики Югры) в сфере развития конкуренции, повышения качества государственного стратегического планирования и управления, обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата является государственная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы» (далее также – Программа, государственная программа).

1. Описание изменений в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа за отчетный период.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – автономный округ, Югра) создаются условия для устойчивого социально-экономического развития. Результатом реализации социально-экономической политики в 2017 году стало обеспечение долгосрочной макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.

Индикаторами эффективности социально-экономической политики являются макроэкономические показатели.

По итогам 2017 года Югра заняла лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации (далее РФ) по рейтингам, рассчитанным экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг»:

- по социально-экономическому развитию – 3 место в РФ и 1 место в Уральском Федеральном округе (далее УФО);

- по качеству жизни - 9 место в РФ и 1 место в УФО;

- по уровню зарплат - 2 место в УФО.

По рэнкингам, рассчитанным экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основании информации Росстата среди субъектов РФ:

- по отгрузке товаров промышленного производства (в стоимостном выражении) – 2 место;

- по добыче нефти – 1 место;

- по производству электроэнергии – 1 место;

- по инвестициям в основной капитал – 3 место

- по среднедушевым денежным доходам – 8 место;

- по уровню безработицы к численности рабочей силы (по МОТ) – 6 место.

Югра входит в число субъектов РФ, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы (среди субъектов Уральского федерального округа (далее также – УФО) – самый низкий), по итогам 2017 года – 0,58 % от экономически активного населения (РФ – 1,0 %, УФО – 1,0 %). В 2017 году с государственной поддержкой создано 3,4 тыс. постоянных рабочих мест (из них 3,2 тыс. рабочих мест создано субъектами малого и среднего предпринимательства) и 25,5 тыс. временных рабочих мест (из них 15,6 тыс. рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних).

На каждого незанятого трудовой деятельностью в автономном округе приходится более одной вакансии, заявленной работодателями. По итогам
2017 года отмечается увеличение спроса работодателей на рабочую силу, количество заявленных вакансий составило 14,4 тыс. единиц (на 1 января 2017 года – 12,5 тыс. единиц).

Югра занимает 2 место среди субъектов РФ по доле безработных граждан, открывших собственное дело (по результатам 1 полугодия 2017 года – 2,28 %, РФ – 0,38 %). Из числа лиц, открывших собственное дело, порядка
50 % продолжают осуществлять деятельность в качестве предпринимателей.

В 2017 году посредством реализации Адресной инвестиционной программы введено в эксплуатацию 75 объектов, в том числе: 3 комплекса «школа-детский сад» на 155 учащихся / 65 мест, 1 школа на 200 учащихся,
2 объекта здравоохранения, 3 объекта культуры на 905 мест, 3 спортивных объекта, 27 объектов жилищно-коммунального назначения, 11 объектов дорожного хозяйства, 25 прочих объекта.

2. Результаты реализации государственной программы. Анализ степени достижения целевых показателей. Анализ выполнения программных мероприятий, реализация программных мероприятий соисполнителями, в том числе муниципальными образованиями автономного округа. Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы.

Мероприятия Программы реализованы в соответствии с поставленными целями, задачами и объемом выделенных ресурсов. Результаты реализации государственной программы в 2017 году характеризуются выполнением 92 % мероприятий, а также достижением запланированного уровня значений 21 целевого показателя, установленного в целях оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы, средний уровень достижения по итогам 2017 года, составил 144,7 % (Приложение 1). Кроме того, по 9 показателям по итогам 2017 года достигнуты целевые значения, установленные на момент окончания действия Программы (2020 год).

В ходе реализации мероприятий Программы за 2017 год были достигнуты следующие результаты.

По подпрограмме I «Совершенствование системы государственного стратегического управления» (далее – Подпрограмма I).

В 2017 году утверждена Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года (далее также – Стратегия – 2030) и план мероприятий по ее реализации.

Проведенная в июне 2017 года корректировка Стратегии – 2030 позволила заложить новые механизмы, влияющие на скорость достижения целевых ориентиров, сохранив неизменной стратегическую цель – повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.

Основным механизмом реализации Стратегии – 2030 являются 25 государственных программ автономного округа, которые в 2017 году были приведены в соответствие со Стратегией – 2030 не только по целям и задачам, но также и по срокам – до 2030 года. В программы включены мероприятия по «цифровизации экономики», внедрению технологий бережливого производства, «инициативному бюджетированию».

План мероприятий по реализации Стратегии – 2030 рассчитан на выполнение 20 мероприятий по 3 основным задачам и реализуется, в том числе, через государственные программы автономного округа. По итогам рассмотрения членами Общественного Совета по реализации Стратегии – 2030 14 мая 2018 года было отмечено, что План мероприятий по реализации Стратегии – 2030
в 2017 году реализован в полном объеме.

Учитывая задачи, поставленные в указах и послании Президента РФ Федеральному собранию, ежегодном обращении Губернатора автономного округа, исходя из сценарных условий, одобренных Правительством РФ, а также в целях формирования проекта бюджета автономного округа принят прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов[1] (далее также – Прогноз).

В работе над Прогнозом приняли участие все исполнительные органы государственной власти автономного округа, хозяйствующие субъекты.

Прогноз прошел процедуру общественного обсуждения на общественных советах при исполнительных органах государственной власти Югры, профессиональными отраслевыми сообществами. Прогноз внесен в Федеральную информационную систему стратегического планирования «ГАС Управление».

Способствовали улучшению качества жизни населения, характеризующегося общественно значимыми показателями (снижение смертности, повышение качества жизни, оценка населением деятельности органов государственной власти) мероприятия, направленные на обеспечение государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной продукции, лицензионного контроля за возможностью выполнения соискателями лицензии лицензионных требований, а также за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. В 2017 году в автономном округе проведено 1 076 проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В целях повышения глобальной конкурентоспособности автономного округа и его инвестиционной привлекательности посредством увеличения производительности труда у всех субъектов экономических отношений, Депэкономики Югры внедряется концепция «Бережливый регион».

Эффективность реализации Концепции выражается в повышении качества предоставления государственных услуг, цифровизации экономики, автоматизации производственных процессов.

Концепция включает в себя пять основных разделов: формирование органов управления и нормативной базы, куда входит подготовка и утверждение «дорожной карты», научно-образовательных центров, образовательных и научных структур, продвижение концепции и проекта «Бережливый регион», популяризация бережливого производства среди студентов и молодежи, внедрение бережливого производства во всех органах власти и учреждениях.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции состоит из 26 мероприятий, в 2017 году реализовано 25 мероприятий.

В результате проведенной системной работы по внедрению технологий бережливого производства во всех субъектах экономических отношений:

создано три базовых научно-образовательных центра по обучению бережливому производству на базе действующих в Югре образовательных организаций высшего образования;

обучено 350 государственных и муниципальных гражданских служащих автономного округа принципам бережливого производства;

разработаны и направлены в органы государственной власти автономного округа, муниципальные образования автономного округа, методические рекомендации по реализации проектов совершенствования и применению инструментов бережливого производства в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, предприятиях с государственным и муниципальным участием;

созданы портал «Бережливый регион» http://leanregion.admhmao.ru/ и сайт-экран «Бережливометр», в исполнительных органах государственной власти автономного округа сформирована система правовых актов, регламентирующая процесс внедрения бережливых технологий.

Кроме того, государственные программы дополнены мероприятиями по внедрению технологий бережливого производства в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных учреждений, проведено 5 круглых столов, мастер-класс, форсайт-сессия, а также региональная научно-практическая конференция по применению бережливых технологий.

В реестр пилотных площадок для проведения обучения бережливому производству включены образовательные организации 11 муниципальных образований автономного округа: Белоярский, Советский, Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский районы, города Покачи, Урай, Нижневартовск, Радужный, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск.

В реализации мероприятий Подпрограммы I в 2017 году принимала участие Региональная служба по тарифам автономного округа в части обеспечения государственного регулирования тарифов (цен), контроля за соблюдением порядка ценообразования и разработка сметных нормативов в автономном округе (расходы по текущей деятельности).

В результате реализации Подпрограммы I, 2 из 3 мероприятий выполнены в полном объеме, мероприятие 1.2. «Обеспечение выполнения комплекса работ по реализации стратегического планирования, прогнозирования и лицензирования» выполнено не в полном объеме (85,3 %) в связи с ненадлежащим исполнением условий по госконтракту на техподдержку автоматизированной информационной системы лицензирования со стороны подрядчика. 4 показателя, в том числе 3 по Указам Президента РФ, достигнуты.

По подпрограмме II «Совершенствование государственного и муниципального управления» (далее – Подпрограмма II).

В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления в 2017 году продолжена работа по:

совершенствованию нормативной правовой базы в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также – МФЦ) и исполнения государственных (муниципальных) функций по контролю (надзору);

повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

развитию и совершенствованию института оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

актуализации перечней государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в МФЦ, а также перечней государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа;

внесению изменений в нормативные правовые акты автономного округа, муниципальные правовые акты, в том числе административные регламенты в части включения состава, последовательности и сроков выполнения действий в электронной форме, а также требований к порядку их выполнения.

В ходе проведения процедур ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов, подготовленных в 2017 году исполнительными органами государственной власти автономного округа, устранены избыточные требования по представлению субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности излишних документов: копий свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (3 проекта), выписки из единого реестра юридических лиц, единого реестра индивидуальных предпринимателей (4 проекта), копий учредительных документов, иных документов, справок (8 проектов), копий документов, подтверждающих наличие лицензии организации на осуществляемый вид деятельности (3 проекта).

В результате проведения процедур ОРВ обеспечена экономия более 7 103,4 млн. рублей для 2 988 субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В 2017 году для жителей автономного округа организовано предоставление более 200 государственных и муниципальных услуг (подуслуг) по принципу «одного окна» в 21 МФЦ и 62 территориально обособленных структурных подразделениях МФЦ (далее также – ТОСП), с общим количеством окон обслуживания – 424.

О востребованности сети МФЦ свидетельствуют высокие оценки граждан (удовлетворённость: 2015 – 86,1 %, 2016 – 89 %, 2017 – 90,5 %), а также растущая ежегодно статистика обращений.

В 2017 году МФЦ (ТОСП) оказано 2 206,2 тыс. услуг, в том числе федеральных – 1 309 тыс. услуг (59,3 %), региональных – 811,3 тыс. услуг (36,8 %) и муниципальных – 85,9 тыс. услуг (3,9 %), включая услуги информирования и консультирования, что на 19,5 % превышает количество услуг, оказанных в 2016 году.

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ составила 99,5 %, что превышает целевое значение, установленное Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (к 2015 году – не менее 90,0 %).

В Югре реализуется проект «МФЦ для бизнеса», организовано предоставление услуг для бизнеса по принципу «одного окна»:

в 20 бизнес-окнах в 16 МФЦ и 1 ТОСП в городах: Когалым – 1 окно, Лангепас – 1 окно, Мегион – 1 окно, Нягань – 1 окно, Покачи – 1 окно, Пыть-Ях – 1 окно, Радужный – 1 окно, Урай – 1 окно, Ханты-Мансийск – 2 окна, Югорск – 1 окно; в районах: Кондинский – 1 окно, Нефтеюганский – 3 окна, Нижневартовский – 1 окно, Октябрьский – 1 окно, Советский – 1 окно, Сургутский – 2 окна (в т.ч. Лянтор – 1);

в 2 бизнес-офисах – в городах Нижневартовск и Сургут – 17 окон.

Кроме того, в реализации мероприятий Подпрограммы II принимал участие Департамент общественных и внешних связей автономного округа в части проведения социологических исследований для определения уровня удовлетворенности граждан автономного округа качеством предоставления государственных (муниципальных) услуг и среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти автономного округа (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности.

В результате реализации Подпрограммы II все мероприятия (3) выполнены в полном объеме, 4 целевых показателя, в том числе по Указам Президента РФ, достигнуты.

По подпрограмме III «Дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан» (далее – Подпрограмма III).

В Югре с 2002 года реализуется система дополнительного пенсионного обеспечения, созданная и направленная на повышение качества жизни, уровня доходов пенсионеров автономного округа и предусматривающая пожизненное назначение дополнительной пенсии для отдельных категорий граждан.

В 2017 году численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ в автономном округе составила 431 тыс. человек, из них 143 тыс. человек – работающие, более 210 тысяч пенсионеров автономного округа являлись участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Средний размер дохода пенсионера (с учетом выплаты дополнительной пенсии из бюджета автономного округа) составил 19,9 тыс. рублей, что, в свою очередь, составляет 171,6 % к величине прожиточного минимума пенсионера.

В 2017 году средний размер дохода пенсионера увеличился на 3,2 % относительно 2016 года и превысил средний размер дохода пенсионера в РФ на 49,3 %. Коэффициент замещения (соотношение со средней заработной платой) по итогам 2017 года составил 30,0 %.

В результате реализации Подпрограммы III, мероприятие выполнено в полном объеме, целевой показатель достигнут.

По подпрограмме IV «Формирование благоприятной инвестиционной среды и стимулирование инноваций» (далее – Подпрограмма IV).

Продолжилось формирование комплексной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В целях упрощения административных процедур на местах и формирования комфортной среды для открытия своего дела или расширения уже существующих производств в Югре внедрены все положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее – Стандарт), призванного улучшить инвестиционный климат с учетом лучших региональных практик, создан необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций.

Экспертами Агентства стратегических инициатив отмечена эффективность работы Совета при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности в Югре как лучшая практика в РФ.

Функционирует специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности на четырех языках http://investugra.ru/.

С 2017 года в Югре главным инструментом улучшения условий ведения бизнеса является реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, сформированных по 12 приоритетным направлениям. Согласно информации, размещенной в системе Region-ID, по состоянию на 31 декабря 2017 года общий процент внедрения целевых моделей в автономном округе составил 98 %: 9 целевых моделей из 12 внедрены на 100 %, 3 целевые модели внедрены более чем на 85 %.

В 2017 году, заключив соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Агентством стратегических инициатив, Югра присоединилась к внедрению успешных практик в соответствии с проектом Агентства стратегических инициатив «Магазин верных решений» – сборником примеров успешного опыта регионов, отобранных экспертами из числа победителей Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ, структурированных и подготовленных к тиражированию в других регионах.

В муниципальных образованиях автономного округа запущено пилотное внедрение двух успешных практик «Магазина верных решений» – организация финансирования концессионного проекта по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и реализация энергосервисных контрактов, направленных на энергосбережение.

В 2017 году сформирован и размещен на Инвестиционном портале Югры сборник лучших практик муниципальных образований автономного округа, цель которого – оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований в выявлении направлений с наибольшим потенциалом роста и концентрацией усилий по принятию действенных мер для улучшения инвестиционного климата и развития конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг.

Емкость портфеля инвестиционных не нефтегазовых проектов автономного округа в 2017 году составила 313 млрд. рублей (174 проект), по каждому из которых определено ответственное должностное лицо и действует система сопровождения проекта.

В 2017 году введены в эксплуатацию:

завод железобетонных конструкций в Советском районе;

хлебозавод мощностью до 6 тонн в сутки в Советском район;

завод по нанесению антикоррозийного защитного полимерного покрытия на трубы нефтегазового сортамента, г. Сургут.

Продолжена реализация инвестиционных проектов:

комплекс переработки фракции 340оС-КК установки моторных топлив Сургутского ЗСК;

«Индустриальный парк «Солнечный», реализуемый ООО «Завод КИПАРИС» (предполагает создание на базе индустриального парка нефтехимического комбината, завода строительных изделий, логистического центра);

строительство завода по переработке молока в Советском районе в с.п. Алябьевский.

Также, в 2017 году начата реализация проектов:

«Югорский логистический комплекс», реализуемый ООО «Югорская логистическая компания» (предполагает строительство складской недвижимости 120 000 кв. м);

«Котельная в квартале В-5» г. Нижневартовск, реализуемый АО «Горэлектросеть» (предусматривает строительство автоматизированной газовой котельной, мощностью 87,2 Мвт).

Продолжено внедрение одной из форм государственно-частного партнерства (далее также – ГЧП) – концессии. Заключены 26 концессионных соглашений в коммунальной сфере, которые реализуются в 10 муниципальных образованиях, 1 концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов с привлечением частных инвестиций в размере 876 млн. рублей и 1 концессионное соглашение на реконструкцию парка культуры и отдыха в г.Сургуте.

По итогам рейтинга российских регионов по уровню развития ГЧП 2016 - 2017, проводимого Центром развития государственно-частного партнерства, Югра находится на 22 месте, поднявшись на 6 позиций по сравнению с уровнем развития ГЧП 2015 – 2016 годов (28 место).

Одной из задач устойчивого социально-экономического развития автономного округа является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.

В целях стимулирования инновационной активности предприятий, в автономном округе предоставляется информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующая росту числа инновационных компаний.

На базе автономного учреждения автономного округа «Технопарк высоких технологий» (далее также – Технопарк) осуществляют свою деятельность следующие институты поддержки инновационной деятельности:

Центр поддержки технологий и инноваций оказывает помощь в оформлении патентов на изобретения, полезные модели, свидетельств по регистрации программ для ЭВМ (начальная стадия проекта).

Центр прототипирования оказывает на безвозмездной основе услуги по изготовлению прототипов, макетов, необходимых для реализации инновационного проекта (стадия опытно-конструкторских работ).

Региональный центр инжиниринга оказывает услуги по разработке бизнес-планов, концепций, технико-экономических обоснований, инвестиционных проектов, реализуемых в автономном округе (стадия коммерциализации).

Центр кластерного развития оказывает услуги по разработке проектов развития территориальных кластеров и инвестиционных программ (инвестиционная стадия).

В 2017 году принята Стратегия развития Технопарка основанная на ключевых положениях Стратегии научно-технологического развития РФ.

По состоянию на 1 января 2018 года в автономном округе осуществляют деятельность 170 малых и средних инновационных компаний, резидентами Технопарка являются 129 субъектов МСП.

Более 70 % из числа резидентов Технопарка – это субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – субъекты МСП), производящие как комплектующие для крупных промышленных предприятий, так и конечную продукцию в интересах различных отраслей промышленности автономного округа – приборостроение, строительство и производство строительных материалов, нефтесервис и производство оборудования для промышленных предприятий, пищевая промышленность и биотехнологии.

Количество рабочих мест созданных (сохраненных) резидентами Технопарка в 2017 году составило 780 ед., объем реализованной инновационной продукции – 1 560 млн. рублей, объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от компаний-резидентов – 436,5 млн. рублей.

На базе представительства федерального Фонда содействия инновациям проведено 8 конкурсов «УМНИК», поддержано более 45 проектов студентов, аспирантов, молодых учёных автономного округа, в 2017 году поддержано 3 проекта.

Для создания благоприятных условий для детей, молодежи и субъектов МСП, в целях их развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной базы, при поддержке Минэкономразвития России создан первый в автономном округе Центр молодежного инновационного творчества в г.Сургуте (далее также – ЦМИТ).

В 2017 году услугами ЦМИТ воспользовались 456 человек, из которых 410 человек школьники и студенты г. Сургута, обучившиеся по модульным обучающим курсам: «Мультимедийная журналистика», «Интернет вещи», «Мехатроника», «Сетевая академия «ADMIN.RU», «Электромонтаж», «3D моделирование», модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «3D моделирование: свой завод» и «Медиастудия «Полный метр».

Ключевым условием реализации новой модели роста экономики является создание условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров, услуг, формирования благоприятной конкурентной среды.

С 2014 года Югра внедряет Стандарт развития конкуренции. Одним из механизмов его реализации является план мероприятий «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в автономном округе[2].

В рейтинге глав регионов РФ по уровню содействия развитию конкуренции в 2017 году Югра заняла 11 место, поднявшись на 10 позиций по сравнению с 2016 годом.

В Атлас «Лучшие практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации» включена лучшая практика Югры по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий: по выкупу объектов общего и дошкольного образования, инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, а также инвесторам на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

Для решения задачи по расширению масштабов деятельности негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также – СО НКО), в Югре, по инициативе Общественной палаты Югры, Правительством автономного округа был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере на 2016 – 2020 годы. В течение 2017 года «дорожная карта» была принята во всех 22 муниципальных образованиях.

В 2017 году Югра реализовала масштабную кампанию по расширению деятельности негосударственных организаций, в том числе СО НКО, на рынках услуг социальной сферы, став наряду с 16 регионами России «пилотной площадкой».

Сформирован перечень (комплекс) из 47 видов услуг, передаваемых на исполнение негосударственным организациям в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки жителей, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения. Оказание услуг осуществляется в соответствии со стандартами, которые включают ее описание, объем, сроки предоставления, показатели качества, оценку результатов предоставления социальной услуги и др. Определена стоимость услуг. Разработаны порядки определения стоимости (тарифов) на услуги, предаваемые негосударственным организациям и подушевые нормативы финансирования социальных услуг. Порядок определения стоимости предусматривает единый расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), компенсирующий расходы как для бюджетных организаций, так и для негосударственных организаций, в том числе социальных предпринимателей, СО НКО.

Одной из форм финансирования негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, является персонифицированное финансирование – предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг. В автономном округе реализуются 6 видов сертификатов в сфере социального обслуживания и 2 вида сертификата в сфере образования (дошкольное и дополнительное).

В реестре поставщиков социальных услуг на начало 2018 года состоят 188 поставщиков (на начало 2016 года – 76 поставщиков), из них 135 негосударственных поставщиков (что составляет более 70 % от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности, действующих в Югре, и почти в 6 раз превышает показатель на начало 2016 года – 23 поставщика), 18 организаций в реестре являются СО НКО.

Количество медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в оказании гражданам медицинской помощи
в 2017 году составило 45 организаций, на начало 2016 года – 39.

Услуги дошкольного образования предоставляются 21 частной организацией, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности, на 2 174 места (в 2014 году – 13 организаций), 41 индивидуальный предприниматель оказывает услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста для 1 640 детей.

В реализации мероприятий Подпрограммы IV в 2017 году принимали участие: Департамент информационных технологий автономного округа, Департамент проектного управления автономного округа, Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа.

Департаментом информационных технологий автономного округа и Департаментом проектного управления автономного округа обеспечена возможность хранения резервных копий баз данных информационных систем органов государственной власти автономного округа. Автономным учреждением «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» в части обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в информационной системе управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти, проведены:

корректировка частного технического задания на создание системы защиты и модели угроз безопасности информации;

обеспечение безопасности информации, обрабатываемой в информационной системе управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти.

Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа обеспечено предоставление субсидии в виде имущественного взноса некоммерческой организации «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику.

В результате реализации Подпрограмма IV, все мероприятия (3) выполнены в полном объеме, 10 целевых показателей, в том числе по Указам Президента РФ.

По подпрограмме V «Развитие малого и среднего предпринимательства» (Подпрограмма V).

Малый бизнес Югры – один из самых быстрорастущих сегментов региональной экономики.

Мероприятия Подпрограммы V сформированы с учетом рекомендаций Министерства экономического развития РФ, что позволяет ежегодно участвовать в конкурсах и привлекать дополнительные федеральные средства. За период 2011 - 2017 годы привлечено более 1,0 млрд. рублей из средств федерального бюджета, в том числе в 2017 году – 35,7 млн. рублей, из них 1,2 млн. рублей – на стимулирование развития молодежного предпринимательства.

В отчетном году популярностью пользовались нефинансовые меры поддержки предпринимательства в автономном округе, например, коворкинг центр, «Бизнес - Наставничество», дискуссионный клуб «Фабрика деловых решений».

С целью консолидации усилий в области развития социального предпринимательства в Югре, при поддержке Фонда предпринимательства Югры, функционирует Центр инновации социальной сферы. Ведущий проект Фонда предпринимательства Югры в сфере развития социального предпринимательства – Школа социального предпринимательства.

За 4 года получено 984 заявки на участие в Школе социального предпринимательства, 362 слушателя прошли публичную защиту социальных проектов, из них 272 реализуются в настоящее время, среди них – частные детские сады, творческие мастерские, учреждения здравоохранения, а также учреждения по уходу и присмотру за пожилыми и «особенными» людьми:

детский сад «Счастье» в г. Сургут (помощь детям с нарушениями аутистического спектра и другими ментальными нарушениями);

пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота» в
г. Мегион (повышение качества жизни граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья);

многопрофильный центр развития «Перспектива» в г. Нижневартовск (оказание коррекционно-развивающей помощи и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, трудоустройство инвалидов);

детская футбольная школа «Искра» в г. Сургут (развитие физической культуры и спорта, популяризация здорового образа жизни).

В целях популяризации и поддержки социальных инициатив, реализуемых субъектами социального предпринимательства и СО НКО, а также создания продуктивной среды для разработки инновационных методик реализации и продвижения негосударственных социальных проектов в г. Ханты-Мансийск состоялся форум «Социальный конструктор Югры 2.0. Вместе создаем будущее».

В Югре функционирует Портал малого и среднего предпринимательства Югры (бизнесюгры.рф) (далее – Портал), посредством которого, осуществляется информирование населения автономного округа и предпринимательского сообщества о формах и видах государственной поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства, об организациях инфраструктуры поддержки предпринимательства в автономном округе, о нормативной правовой базе и иной информации, направленной на развитие предпринимательской деятельности в автономном округе по принципу «одного окна».

В 2017 году подготовлено 30 видеороликов об успешных проектах в сфере развития малого и среднего предпринимательства, которые транслируются на Портале, сайте sb-ugra.ru, социальных сетях, на окружном телеканале «Югра».

В целях улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в автономном округе, содействия преодолению барьеров в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе повышения доступности кредитных ресурсов, осуществляется взаимодействие с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» по направлениям:

предоставление кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям);

обеспечение доступа МСП к государственным закупкам, а также инновационной и высокотехнологичной продукции;

информационно-маркетинговая поддержка для наполнения геомаркетинговой информационно-аналитической системы – Бизнес-навигатора МСП.

В 2017 году муниципальными образованиями автономного округа оказана финансовая поддержка начинающим инновационным компаниям в форме гранта на сумму 1 472,6 тыс. рублей.

Всего в муниципальных образованиях предоставлена поддержка 18 123 субъектам МСП, в том числе: финансовая 854 субъектам, имущественная 189 субъектам, образовательная поддержка – 1 496 субъектам.

В результате реализованных мер государственной поддержки в 2017 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность и востребованность оказываемой поддержки:

охват субъектов малого и среднего предпринимательства мерами государственной поддержки составил более 69,0 тыс. субъектов;

создано более 2,6 тыс. новых рабочих мест, 505 малых предприятий;

предоставлено 265 микрозаймов на общую сумму 465,1 млн. рублей, что больше объема предоставленных микрозаймов 2016 года на 27 % (365,7 млн. рублей);

объем привлеченных средств банков и лизинговых компаний на реализацию предпринимательских проектов составил 1 130,6 млн. рублей, коэффициент привлеченных средств на один бюджетный рубль остался на уровне прошлого года 4/1 (2017 год – 4 рубля).

В 2017 году 22 субъекта малого и среднего предпринимательства приняли участие в международных мероприятиях, проводимых в Латвии, Дании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Германии, Республике Южная Корея, бизнес-миссии в Китайскую Народную Республику. В результате 14 экспортно-ориентированных субъектов МСП автономного округа заключили 23 экспортных контракта с хозяйствующими субъектами из 15 зарубежных стран (Южная Корея, Румыния, Венгрия, Китайская Народная Республика, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Эстония, Израиль, Тайланд, Иран, Индия, Германия, Япония, Чехия) на поставку пищевой продукции (дикоросы, свежемороженая рыба, кондитерские изделия), цифрового фольгиратора Foil Print 106, пиломатериалов.

Заключено соглашение[3] между Правительством автономного округа, Фондом «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» и Акционерным обществом «Российский экспортный центр» на реализацию образовательной программы в автономном округе. Проведены 13 образовательных семинара в муниципальных образованиях автономного округа (Сургут, Ханты-Мансийск, Нягань) при участии 228 субъектов малого предпринимательства.

В результате реализации Подпрограммы V, все мероприятия (3) выполнены в полном объеме, 6 целевых показателей, в том числе по Указам Президента РФ, достигнуты.

3. Финансирование программных мероприятий. Информация о привлеченных средствах из федерального бюджета, в том числе о подписанных соглашениях с главными распорядителями средств федерального бюджета.

Объем финансирования Программы на 2017 год за счет всех источников был запланирован в размере 4 997,8 млн. рублей (в том числе за счет бюджетных средств 3 918,0 млн. рублей).

По состоянию на 1 января 2018 года исполнение расходных обязательств по Программе за счет всех источников составило 5 035,6 млн. рублей (в том числе за счет бюджетных средств – 3 893,7 млн. рублей) или 100,8 % от годовых плановых назначений на 2017 год 4 997,8 млн. рублей (в том числе за счет бюджетных средств 3 918,0 млн. рублей), что на 0,7 процентных пункта выше уровня исполнения Программы за аналогичный период 2016 года (100,1 %). Информация в разрезе источников представлена в таблице 1.

Таблица 1

Источники финансирования

Объем финансирования на 2017 год, млн. рублей

(Закон о бюджете № 99-оз от 17.11.16 в ред. от 20.12.17 № 91-оз)

Исполнено

на 01.01.2018

млн. рублей

%

Всего по программе

                     4 997,8

5 035,6

100,8

в том числе:

бюджет автономного округа

3 882,3

3 858,0

99,4

федеральный бюджет

35,7

35,7

100,0

бюджеты муниципальных образований

100,9

98,4

97,5

внебюджетные источники

978,9

1 043,5

106,6

Средства, направленные на реализацию государственной программы, распределились следующим образом:

Средства бюджета автономного округа направлены:

42,9 % на дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (1 666,4 млн. рублей);

27,6 % на совершенствование государственного и муниципального управления (1 071,0 млн. рублей);

12,8 % на развитие МСП (495,5 млн. рублей);

10,4 % на совершенствование системы государственного стратегического управления (403,8 млн. рублей);

6,3 % на формирование благоприятной инвестиционной среды и стимулирование инноваций (245,6 млн. рублей).

Средства федерального бюджета в размере 35,7 млн. рублей направлены на развитие МСП.

Средства бюджетов муниципальных образований автономного округа направлены:

53,4 % на совершенствование государственного и муниципального управления (53,9 млн. рублей);

46,6 % на развитие МСП (47,0 млн. рублей).

Внебюджетные источники финансирования государственной программы в размере 978,9 млн. рублей направлены на развитие МСП.

Исполнение расходных обязательств по государственной программе не в полном объеме обусловлено следующими причинами:

по бюджету автономного округа

экономия по результатам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, признание торгов несостоявшимися;

ненадлежащее исполнение условий по госконтракту на техподдержку автоматизированной информационной системы лицензирования со стороны подрядчика по мероприятию 1.2. «Обеспечение выполнения комплекса работ по реализации стратегического планирования, прогнозирования и лицензирования»;

освобождение АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» от уплаты налога на имущество в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения в 2017 году в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ;

предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа на развитие малого и среднего предпринимательства в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета. Заявительный характер предоставления субсидии;

по бюджетам муниципальных образований

по Подпрограммам II «Совершенствование государственного и муниципального управления» и V «Развитие малого и среднего предпринимательства»:

экономия по результатам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

признание торгов несостоявшимися;

заявительный характер мероприятий.

В 2017 году, в результате проведенной работы по привлечению средств из федерального бюджета, Департаментом экономического развития автономного округа заключено Соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 21 февраля 2017 года № 139-08-224 на общую сумму 35,7 млн. рублей.

Федеральные средства исполнены в полном объеме, 9 показателей результативности использования субсидии достигли планового значения.  

4. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы.

Государственное регулирование и управление рисками с целью минимизации их влияния на реализацию мероприятий и достижение значений показателей результативности Программы заключалось в эффективном планировании, реализации, мониторинге, контроле и принятии своевременных управленческих решений, в том числе, по внесению изменений в Программу.

В целях предотвращения рисков, в течение года проводился анализ нормативно-правовых актов, с учетом мнения общественности вносились соответствующие изменения, способствующие эффективной реализации мероприятий и достижению обозначенных целей социально-экономического развития автономного округа, в частности, были внесены изменения в порядки предоставления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, субсидий муниципальным образованиям автономного округа на предоставление государственных услуг в МФЦ автономного округа.

Кроме того, проводился мониторинг и контроль за реализацией мероприятий Программы, по результатам которого вносились изменения в перечень мероприятий, комплексный план (сетевой график) по реализации Программы, корректировались объемы финансирования с целью эффективного использования бюджетных средств.

В результате удалось свести к минимуму влияние финансовых, нормативно-правовых, административных рисков.

5. Выводы, предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы.

Наиболее значимые результаты реализации мероприятий Программы в 2017 году:

принятие новой Стратегии – 2030, которой предусмотрен переход на новые механизмы диверсификации экономики методом внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников экономических отношений;

внедрение концепции «Бережливый регион», которая влияет на повышение качества предоставления государственных услуг, цифровизацию экономики и автоматизацию производственных процессов;

достижение показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ» уровня 99,5 %, что превышает целевое значение, установленное Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (к 2015 году – не менее 90,0 %);

сокращение до 15 минут времени ожидания в очереди при обращении заявителя как в органы государственной власти, так и в МФЦ для получения государственных услуг;

достижение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в автономном округе 90,5%;

увеличение среднего размера дохода пенсионера на 3,2 % относительно 2016 года и превышение среднего размера дохода пенсионера в РФ на 49,3 %;

решение поставленной Президентом РФ задачи по достижению 27,0 % доли инвестиций в валовом региональном продукте, при этом инвестиции на душу населения в автономном округе в 5 раз превысили среднероссийский показатель;

11 место в рейтинге глав регионов РФ по уровню содействия развитию конкуренции, на 10 позиций выше по сравнению с 2016 годом;

формирование перечня (комплекса) услуг, передаваемых на исполнение негосударственным организациям в сферах: здравоохранение, образование, социальная поддержка жителей, культура, физическая культура и спорт, занятость населения, в который вошли 47 видов услуг;

реализация 6 видов сертификатов в сфере социального обслуживания и
2 видов сертификатов в сфере образования (дошкольное и дополнительное);

в муниципальных образованиях предоставлена поддержка 18 123 субъектам МСП. В результате реализованных мер государственной поддержки в 2017 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность и востребованность оказываемой поддержки:

охват субъектов малого и среднего предпринимательства мерами государственной поддержки составил более 69,0 тыс. субъектов;

создано более 2,6 тыс. новых рабочих мест, 505 малых предприятий;

предоставлено 265 микрозаймов на общую сумму 465,1 млн. рублей, что больше объема предоставленных микрозаймов 2016 года на 27 % (365,7 млн. рублей);

объем привлеченных средств банков и лизинговых компаний на реализацию предпринимательских проектов составил 1 130,6 млн. рублей, коэффициент привлеченных средств на один бюджетный рубль остался на уровне прошлого года 4/1 (2017 год – 4 рубля).

Оценка эффективности реализации мероприятий программы населением, определенная путем социологического опроса, увеличилась по сравнению с 2016 годом на 4,8 % и составила за 2017 год – 80,0 %.

Достигнутые результаты, запросы общества являются стимулом к еще более плодотворной работе и разработке новых механизмов, подходов к реализации мероприятий Программы. Так, в целях повышения эффективности мероприятий государственной программы в предстоящем году предлагается следующее.

В целях эффективности реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, целесообразно в 2018 расширить направления поддержки субъектов предпринимательства, консолидировать субсидии с близкими целями.

В целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 с 1 января 2018 года на муниципальный уровень передается предоставление субсидий субъектам МСП для создания и (или) обеспечения деятельности центров молодежного инновационного творчества, что позволит обеспечить повышение доступности финансовой поддержки для создания сети ЦМИТ в автономном округе, активизировать взаимодействие местных органов власти с субъектами МСП, создать возможности для выявления талантливой молодежи в целях построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала автономного округа.

Кроме того, в 2018 году предлагается продолжить:

внедрение мер по финансовой поддержке СОНКО;

реализацию сервисной модели поддержки малого и среднего предпринимательства;

обеспечение условий для развития системы проектного финансирования при реализации инвестиционных проектов;

внедрение технологий бережливого производства.

Новые подходы к реализации мероприятий Программы позволят формировать экономику инновационного типа на основе структурно-технологической перестройки и дальнейшего роста благосостояния населения с учетом экономических, социальных и экологических компонентов качества жизни.



[1] Распоряжение Правительства автономного округа от 20 октября 2017 года № 610-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»


[2] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2015 № 387-рп (ред. от 26.05.2017) «О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 июля 2014 года № 382-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».


[3] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 апреля 2016 года № 201-рп «О Соглашении о взаимодействии между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Фондом «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» и Акционерным обществом «Российский экспортный центр» по реализации образовательной программы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».




Опубликовано: 13.03.2018 17:17        Обновлено: 15.06.2018 10:08