Размер:
Цвет:

Итоги деятельности за 2017 год

Результаты лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, деятельности по заготовке, переработке, хранению и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также контрольно-надзорной деятельности за 2017 год

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депэкономики Югры) в соответствии с Положением о Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённым постановлением Правительства автономного округа 25.06.2012 № 214-п (далее – Положение), является лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции,

лицензионный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

За 2017 год Депэкономики Югры рассмотрено 902 заявления о предоставлении, продлении, переоформлении, прекращении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов.

По результатам рассмотрения заявлений принято 73 решения об отказе в предоставлении лицензии, что составляет 8 % от общего количества рассмотренных заявлений.

В 2017 году Депэкономики Югры выдано 162 лицензии, из них 139 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и 23 лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

По состоянию на 01.01.2018 общее количество подконтрольных субъектов Депэкономики Югры составило 3146:

в сфере розничной продажи алкогольной продукции – 983 лицензиата;

в сфере розничной продажи пива и пивной продукции – 2044 хозяйствующих субъекта;

в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов – 119 лицензиатов.

В сфере розничной продажи алкогольной продукции Департаментом экономического развития Ханты-мансийского автономного округа – Югры в 2017 году выдано 139 лицензий, что на 20 % больше, чем в 2016 году – 116.

В сфере обращения с ломом черных и цветных металлов в 2017 году выдано 11 лицензий, что на 31 % меньше, чем в 2016 году – 16 лицензий.

Общее количество проверок в 2017 году составило 1076 (из них 888 в сфере розничной продажи алкогольной продукции и 188 проверок в сфере переработки, хранения, реализации лома черных металлов, цветных металлов), что на 26,1 % меньше, чем в 2016 году – 1422 (из них 1350 в сфере розничной продажи алкогольной продукции и 72 проверка в сфере переработки, хранения, реализации лома черных металлов, цветных металлов).

Количество плановых проверок, проведенных в 2017 году, составило 11, что на 9,1 % больше, чем в 2016 году – 10 проверок.

Количество внеплановых проверок в 2017 году составило 1065, что на 25 % меньше, чем в 2016 году – 1412.

Доля внеплановых проверок по заявлениям лицензиатов, соискателей лицензии из общего числа проверок в 2015 году составляла 96,2 % (1254 проверки), в 2016 году – 97,7% (1389 проверок), в 2017 – 88,6 % (953 проверок).

Значительно снизилась доля внеплановых выездных проверок: в 2015 году проведено 610 проверок, в 2016 году – 660 проверок, в 2017 году – всего 239 проверок. Уменьшение количества выездных проверок обусловлено необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, что неоднократно отмечалось в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Так, в случае, если соблюдение лицензионных требований подтверждается документально, выездная проверка Депэкономики Югры не проводится, решение принимается на основе результатов документарной проверки, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Доля внеплановых проверок по жалобам, исполнению предписаний, мотивированным представлениям в 2015 году составила 0,6% (8 проверок), в 2016 году – 1,6% (23 проверки), в 2017 – 10,4% (112 проверок). Увеличению поспособствовали поступившие заявления, обращения физических и юридических лиц, информация органов власти по фактам нарушения хозяйствующими субъектами обязательных требований, связанных с угрозой причинения вреда.

В 2017 году уменьшению количества внеплановых проверок, в том числе выездных, поспособствовала утвержденная Депэкономики Югры программа профилактики нарушений обязательных требований на 2017 год.

В рамках данной программы на официальном сайте Депэкономики Югры размещается информация о лицензионных требованиях, необходимых для осуществления лицензирования конкретных видов деятельности, об изменениях законодательства, регламентирующего лицензирование конкретных видов деятельности, об изменениях в законодательстве; проведено обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; вручались памятки об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

В случае выявления нарушений лицензионных требований по результатам осуществления лицензионного контроля, Департаментом принимаются следующие решения:

- выдается предписание об устранении выявленных нарушений;

- составляется протокол об административном правонарушении;

- возбуждается дело об административном правонарушении;

- выносится решение о приостановлении (возобновлении) действия лицензии;

- направляется заявление в суд или обращение в Росалкогольрегулирование об аннулировании лицензии.

1. Вынесение предписаний об устранении нарушений обязательных требований.

Основной мерой при выявлении нарушений обязательных требований в ходе проведения проверки является выдача лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По состоянию на 01.01.2018 года выдано 149 предписаний, из них 109 в сфере розничной продажи алкогольной продукции и 40 в сфере переработки, хранения, реализации лома черных металлов, цветных металлов.

За неисполнение предписания привлечено к административной ответственности в 2017 году 25 юридических лиц и 1 индивидуальный предприниматель.

2. Привлечение к административной ответственности.

Возбуждены дела об административных правонарушениях по следующим статьям:

Статьи КоАП РФ

2016 год

2017 год

статья 15.13

404

300

статья 20.25

225

73

часть 3 статьи 14.17

14

43

часть 3 статьи 14.16

6

52

часть 2 статьи 19.4.1

4

7

часть 4 статьи 15.12

32

23

часть 22 статьи 19.5

76

17

статья 14.19

16

18

часть 1 статьи 19.5

1

9

часть 2 статьи 14.16

7

12

часть 2.1 статьи 14.16

5

7

часть 4 статьи 14.1

0

8

часть 1 статьи 14.17

18

10

статья 17.7

0

3

часть 3 статьи 14.1

1

2

часть 1 статьи 14.43

0

1

часть 2 статьи 14.6

4

0

Итого

813

585

В 2016 году основная доля правонарушений приходилась на правонарушения, связанные с нарушением порядка и сроков декларирования алкогольной продукции – 49,7 %.

В 2017 году показатели возбужденных дел изменились в связи с тем, что Департаментом больший упор делается на выявление нарушений непосредственно создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

3. Привлечение лиц, совершивших правонарушение, к административной ответственности в виде предупреждения и практика прекращения дел об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В 2017 году:

- должностными лицами Департамента рассмотрено 427 дел об административных правонарушениях по части 22 статьи 19.5, части 3 статьи 14.16, статье 14.19, части 1 статьи14.43, части 2.1 статьи 14.16, 15.13 КоАП РФ, к административной ответственности в виде предупреждения привлечено 259 лиц, 94 лицам назначены штрафы на общую сумму
3 851 000,00 руб.

- судами рассмотрено 252 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 14.17, части 3 статьи 14.17, части 4 статьи 15.12, части 2, части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 20.25, частью 2 статьи 19.4.1, статье 17.7, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, к административной ответственности в виде предупреждения привлечено 39 лиц, 106 лицам назначены штрафы на общую сумму 2 470 000,00 рублей, 18 дел прекращено, по 22 административное расследование не окончено

В 2017 году должностными лицами Депэкономики Югры арестовано алкогольной продукции в объеме 2 709,04 дал, изъято алкогольной продукции в объеме 42,9 дал, по решению суда конфисковано алкогольной продукции в объеме 1 629,02 дал.

4. Направление документов в суд и Росалкогольрегулирование для принятия решения об аннулировании лицензии.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 12 статьи 20 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Департаментом в Росалкогольрегулирование и суд направлены заявления об аннулировании лицензий:

Основание

2016 год

2017 год

Повторное в течение 1 года несвоевременное представление деклараций в (декларация по формам № 11 и № 12);

42

2

Оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками

14

10

Неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии

3

6

Неисполнение вновь выданного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований

1

0

Прекращение вида деятельности

0

17

Итого

60

35

В 2017 году аннулировано по решению суда 23 лицензии, по решению Росалкогольрегулирования – 14.

Уменьшение количества выданных предписаний, возбужденных дел об административных правонарушениях, аннулированных лицензий связано с повышением дисциплинированности лицензиатов в связи с проведенной Депэкономики Югры работой по профилактике нарушений лицензионных требований, с введением в действие ЕГАИС.

Кроме того, Депэкономики Югры больше сосредотачивается на выявлении нарушений, совершаемых непосредственно при осуществлении продажи алкогольной продукции, в том числе нарушение ограничений продаж (в неустановленное время, несовершеннолетним и т.д.), без сопроводительных документов, без лицензии и т.д., что по сравнению с документированием нарушений по декларированию требует больше сил и средств – осмотр и подсчет алкогольной продукции непосредственно в торговом объекте, составление протоколов осмотра, ареста, изъятия продукции, анализ сведений ЕГАИС, назначение криминалистических исследований и т.д.

5. Типичные нарушения обязательных требований

Анализ результатов проведенных проверок показывает, что к типичным нарушениям обязательных требований (причинами несоответствия лицензионным требованиям), в том числе к основаниям для отказа в выдаче, продлении, переоформлении лицензии относятся:

в области розничной продажи алкогольной продукции:

- неисполнение подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона
№ 171-ФЗ, а именно наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- неисполнение подпункта 7 пункта 9 статьи 19 Федерального закона
№ 171-ФЗ, а именно наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- неисполнение пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно предоставления неполной информации в документах об уплате уставного капитала, когда невозможно установить, что уставный капитал является фактически уплаченным;

- неисполнение подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно отсутствие уплаты государственной пошлины на выдачу, переоформление и продление срока действия лицензии;

- неисполнение пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно нахождение объекта в границах прилегающей территории к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;

- неисполнение пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно несоблюдение требований к торговым объектам и складским помещениям, в которых организация планирует осуществлять лицензируемый вид деятельности;

- неисполнение пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;

- неисполнение пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно нарушение требования: по минимальной площади торгового зала и складских помещений (не менее 50 кв.м. в городских поселениях и не менее 25 кв.м. в сельских населенных пунктах), договор заключен на срок менее 1 года, договор не зарегистрирован в Едином государственном реестре прав недвижимости;

- неисполнение статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии;

- неисполнение пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно продажа алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками или акцизными марками;

- неисполнение пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно отсутствие на объекте у лицензиата программно-аппаратных средств по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС);

- неисполнение подпункта 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно нарушение требования о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним;

- нарушение подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

- неисполнение пункта 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46-оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а именно розничная продажа алкогольной продукции после 20.00 часов (за исключением оказания услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли).

в области обращения с ломом металлов:

- неисполнение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, а именно отсутствие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, сооружений, помещений, оборудования (весы, пресс, дозиметр, оборудования для сортировки и измельчения стружки) и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

- неисполнение пункта 8.1 и пункта 9.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, а именно отсутствие минимального штата работников, имеющих соответствующую квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности.

6. Контроль за представлением деклараций.

В целях осуществления контроля за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – декларации) по форме согласно приложениям №11 (крепкий алкоголь) и № 12 (пиво) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее – Правила), Депэкономики Югры проводится анализ деклараций, по результатам которого формируется список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не представивших в установленный законом срок декларации или представивших декларации с нарушением срока.

Депэкономики Югры по выявленным фактам нарушений порядка и сроков при декларировании объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- направляется предписание об устранении выявленных нарушений при первичном нарушении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, предусмотренных при представлении деклараций;

- принимается решение о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии при повторном в течение одного года сообщении лицензиатом недостоверных сведений в декларации или повторном в течение одного года несвоевременном представлении декларации в лицензирующий орган, после чего заявления об аннулировании лицензии направляются в арбитражный суд для рассмотрения по существу;

- проводится административное расследование, по результатам которого виновные лица привлекаются к административной ответственности, в том числе в виде предупреждения.

За 2017 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приняты следующие меры:

- 52 организациям и индивидуальным предпринимателям направлены предписания о представлении деклараций;

- в отношении 2 организаций принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и приостановлении действий лицензии;

- в отношении 54 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждено административное производство по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

В результате анализа деклараций об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 в части поставок пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи организациям и индивидуальным предпринимателям, в адрес которых производителями и оптовыми организациями осуществлялась поставка продукции, а также организациям, осуществляющим закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, направлены информационные письма об обязанности осуществлять учет и декларирование объема их розничных продаж.

В адрес поставщиков, осуществляющих поставку алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, направлены письма с просьбой рассмотреть возможность включения в документы, выдаваемые при поставке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, организациям и индивидуальным предпринимателям сообщения о необходимости представления деклараций. Часть таких организаций разместила в своих документах (счетах, накладных) соответствующее предупреждение.

7. В целях профилактики нарушений лицензионных требований Депэкономики Югры проводит следующие мероприятия:

6.1. На официальном сайте Депэкономики Югры (www.depeconom.admhmao.ru) в разделе «Лицензирование» для соискателей лицензии и лицензиатов размещена следующая информация:

а) о типовых нарушениях лицензионных требований, выявленных при осуществлении контроля по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, розничной продаже алкогольной продукции.

Данная информация содержит:

- перечень лицензионных требований, необходимых для осуществления лицензирования конкретных видов деятельности;

- какими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены указанные требования;

- какими документами, подтверждается выполнение лицензионных требований;

- приведены конкретные примеры типовых нарушений.

б) об изменениях законодательства, регламентирующего лицензирование конкретных видов деятельности. Проводятся работы по своевременному приведению административных регламентов исполнения государственных функций по контролю и предоставления государственных услуг в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства.

в) информационные сообщения лицензиатам об изменениях в законодательстве.

г) памятка лицензиату об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере лицензирования. Памятка разработана с целью ознакомления лицензиата со своими правами и надлежащим исполнением имеющихся обязанностей.

д) памятка для лиц, направляющих сообщения о правонарушениях в сфере лицензирования. По каждому правонарушению указаны органы власти, в которые необходимо направлять обращения (заявления), а также документы и материалы, являющиеся доказательством совершенного правонарушения, необходимые для привлечения к ответственности.

е) формы и образцы заявлений, перечень документов, реквизиты для оплаты государственной пошлины. При скачивании заявлений о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, о продлении срока действия лицензии, дополнительно размещена информация о наиболее частой причине отказа в выдаче лицензии и предупреждение о том, что после подачи заявления в лицензирующий орган уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.

6.2. Размещает информацию об изменениях законодательства, регламентирующих лицензирование конкретных видов деятельности в средствах массовой информации (газеты, местные каналы телевидения), а также на официальных сайтах органов местного самоуправления.

6.3. Проводит публичные обсуждения правоприменительной практики, семинары, рабочие встречи с участием заинтересованных лиц по вопросам лицензирования, контроля.

6.4. Ежедневно проводит консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением ими лицензируемой деятельности (по телефону, почте, лично при посещении ими Депэкономики Югры).

6.5. Ежегодно проводит мониторинг качества предоставления государственной услуги по лицензированию. Мониторинг проводится путем опроса конечных потребителей услуг, методом анонимного анкетирования. Анкеты размещены на официальном сайте Депэкономики Югры, в помещениях, где лицензирующим органом предоставляются государственные услуги, а также анкеты направлялись на электронные адреса лицензиатов. По результатам мониторингов установлено, что качеством предоставления услуг удовлетворены все опрошенные потребители.

6.6. Уведомляет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения проверки с указанием обязательных требований, подлежащих проверке, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Таким образом, Депэкономики Югры при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля ставит своей целью не только выявление и пресечение нарушений, но и их предупреждение, профилактику, установление и устранение причин, способствующих их совершению, оказание консультативной помощи субъектам предпринимательства, а также снижение административных барьеров.

8. Работа с обращениями граждан, общественных организаций.

Всего в 2017 году поступило 42 обращения от граждан, общественных организаций, хозяйствующих субъектов о нарушениях обязательных требований законодательства.

Основной тематикой обращений граждан являются оборот контрафактной алкогольной продукции и оборот алкогольной продукции без лицензии. По итогам рассмотрения обращений проведены контрольные мероприятия, возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, выдано 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. 6 обращений явились основанием для согласования внеплановых выездных проверок с прокуратурой, по итогам которых 3 лицензиата привлечены к административной ответственности, доводы заявителей нашли свое подтверждение.

По материалам, поступившим в 2017 году в результате мероприятий общественного контроля, организованных Общественной палатой Югры, Депэкономики Югры возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, из них:

- 3 дела по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение ограничения времени продажи);

- 4 дела по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (продажа несовершеннолетним);

- 3 дела по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (оборот без товаро-сопроводительных документов).

9. Перспективы контрольно-надзорной деятельности Депэкономики Югры.

1. Взаимодействие с общественными организациями: в основе деятельности контрольно-надзорного органа лежит работа с гражданами, в том числе по повышению их правовой грамотности и развитию правосознания.

2. Взаимодействие иными органами, уполномоченными на осуществление контрольно-надзорной деятельности (полиция, Роспотребнадзор).

3. Повышение прозрачности является одной из основных задач совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

На сегодняшний день заинтересованные граждане могут получить информацию посредством:

- Единого реестра проверок (ЕРП) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержащего сведения о дате, времени, форме, целях, продолжительности и результатах проверки (https://proverki.gov.ru);

- государственного сводного реестра лицензий Росалкогольрегулирования, содержащего сведения о номере, дате выдачи, сроке действия, статусе, видах лицензии, а также о юридическом лице и об обособленных подразделениях юридического лица (http://fsrar.ru/licens/reestr);

- на сайте общественной палаты в разделе «Общественный контроль» (http://www.ophmao.ru/obshestvennyy-kontrol/);

- Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте налоговой службы (https://ofd.nalog.ru/index.html);

- Территориальной информационной системы Югры (ТИС Югры), содержащий информацию по прилегающим территориям (http://pubweb.admhmao.ru/);

- мобильного приложения АнтиКонтрофакт Алко, которое позволяет:

определить легальность алкогольной продукции; определить легальность продажи алкогольной продукции в торговой точке; найти ближайшие легальные пункты реализации алкогольной продукции; сообщить о выявленном правонарушении в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

- официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Опубликовано: 10.04.2018 20:18        Обновлено: 10.04.2018 20:22