Размер:
Цвет:

Информация об основных результатах деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

Информация
об основных результатах деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

1. Совершенствование государственного и муниципального управления

В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления в 2018 году в автономном округе проведена работа по:

совершенствованию нормативной правовой базы в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) и исполнения государственных (муниципальных) функций по контролю (надзору);

развитию и совершенствованию института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

актуализации перечней государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в МФЦ,
а также перечней государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа.

По состоянию на 1 ноября 2018 для жителей автономного округа организовано предоставление более 200 государственных и муниципальных услуг (подуслуг) по принципу «одного окна» в 20 МФЦ и 63 территориально обособленных структурных подразделениях МФЦ (далее – ТОСП) с общим количеством окон обслуживания – 430.

О востребованности сети МФЦ свидетельствуют высокие оценки населения (удовлетворённость: 2015 – 86,1 %, 2016 – 89 %, 2017 – 90,5 %), а также растущая ежегодно статистика обращений.

За 10 месяцев 2018 года в МФЦ (ТОСП) оказано 2007,1 тыс. услуг, в том числе федеральных – 1214,5 тыс. услуг (или 60,5 %), региональных – 695,3 тыс. услуг (или 34,6 %) и муниципальных – 97,2 тыс. услуг (или 4,9 %), включая услуги информирования и консультирования, что на 12,5 % больше количества услуг, оказанных за соответствующий период 2017 года (1783,7 тыс. услуг, из них федеральных – 1055,2 тыс. (59,1 %), региональных – 661,4 тыс. (37,1 %), муниципальных – 67,1 тыс. (3,8 %).

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных
и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составила 99,5 %, что превышает целевое значение, установленное Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
(к 2015 году – не менее 90,0 %).

Согласно рейтингу оценки выполнения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» автономный округ по итогам 2017 года, а также 2 квартала 2018 года отнесен к числу субъектов РФ с высокой эффективностью организации деятельности сети МФЦ (более 80,0 %)[1].

В Югре на площадках МФЦ реализована одна из моделей поддержки и развития бизнеса – «МФЦ для бизнеса».

По состоянию на 1 ноября 2018 года для субъектов малого и среднего предпринимательства организовано предоставление более 100 услуг по принципу «одного окна»:

в 20 бизнес-окнах в 15 МФЦ и 2 ТОСП в городах: Когалыме – 1 окно, Лангепасе – 1 окно, Лянторе – 1 окно, Мегионе – 1 окно, Нягани – 1 окно, Покачи – 1 окно, Пыть-Яхе – 1 окно, Радужный – 1 окно, Урае – 1 окно, Ханты-Мансийске – 2 окна, Югорске – 1 окно; а также в районах: Кондинском – 1 окно, Нефтеюганском – 3 окна, Нижневартовском – 1 окно; Октябрьском – 1 окно, Советском – 1 окно, Сургутском – 1 окно;

в 2 бизнес-офисах: в городах Нижневартовске – 8 окон и Сургуте – 9 окон.

За 10 месяцев 2018 года в бизнес-окнах (бизнес-офисах) субъектами малого и среднего предпринимательства получено 69,8 тыс. услуг (в том числе 8,0 тыс. услуг информирования и консультирования), из них федеральных – 63,9 тыс. услуг (или 91,7 %), региональных – 1,4 тыс. услуг (или 2,1 %), муниципальных – 2,6 тыс. услуг (или 3,7 %), иных услуг, оказываемых организациями, входящими в инфраструктуру поддержки предпринимательства, – 1,7 тыс. услуг (или 2,4 %), услуг ресурсоснабжающих организаций – 58 (или 0,1%).

В автономном округе реализуются мероприятия, направленные на цифровизацию наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг, что упрощает процесс их получения и сводит к нулю необходимость личного обращения заявителя в орган власти либо в МФЦ.

Интеграция регионального портала с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (далее – Единый портал, ЕПГУ) способствовала повышению качества получения гражданами в электронном виде госуслуг федерального и регионального значения, относящихся к сферам социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности.

Количество жителей автономного округа, зарегистрировавшихся на Едином портале, на 1 ноября 2018 года составило 1253 тыс. человек (или 96,0 % населения старше 14 лет). По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по количеству региональных и муниципальных услуг, полученных на Едином портале, автономный округ занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации.

За 10 месяцев 2018 года югорчанами посредством Единого и регионального порталов направлено более 9 млн. заявлений для получения услуг федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа (за аналогичный период прошлого года направлено более 1,5 млн. заявлений).

В целях развития и совершенствования института оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) в 2018 году в автономном округе проведено 5 обучающих семинаров-совещаний, направленных на повышение правовой грамотности участников публичных консультаций в ходе ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия, также рассмотрены вопросы совершенствования ОРВ, проблемы и перспективы развития ОРВ на муниципальном уровне.

Выездные мероприятия проведены в городах Нижневартовск, Нягань, Сургут, Ханты-Мансийск, Белоярском районе, участие в которых приняли:

представители Союза «Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Объединения работодателей автономного округа, Ханты-Мансийского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, Ханты-Мансийского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Ханты-Мансийского окружного регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;

283 субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности из 17 муниципальных образований автономного округа.

В ходе проведения ОРВ в 2018 году:

от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности поступило 242 предложения и замечания, из которых 44 признаны обоснованными и соответствующими законодательству, в связи с чем учтены при доработке проектов;

устранены положения, препятствующие осуществлению предпринимательской и инвестиционной деятельности, влекущие их необоснованные расходы;

исключены требования представления предпринимателями сведений (документов), которые находятся в распоряжении органов власти и могут быть получены посредством межведомственного информационного взаимодействия, устранены положения, устанавливающие необоснованные ограничения для предпринимателей, имеющие неоднозначные формулировки, признаки непрозрачности административных процедур (за период с 1 января по 1 ноября 2018 года устранены замечания по 28 проектам НПА).

В результате исключения положений, затрудняющих ведение бизнеса, размер сэкономленных средств составил более 22,3 млн. рублей для 1686 субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме того, организовано проведение ОРВ исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://regulation.admhmao.ru, что позволило увеличить количество содержательных отзывов от участников обсуждения проектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (дополнительно получено 23 замечания (предложения).

По итогам рейтинга качества осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации за 2017 год, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России), к «высшему уровню» отнесено 30 субъектов Российской Федерации, в том числе автономный округ с количеством набранных баллов 96 из 100 возможных (2016 год: 78 баллов – 36 место (хороший уровень); 2015 год: 74 балла – 34 место (хороший уровень); 2014 год: 70 баллов – 7 место (хороший уровень)[2]. Минэкономразвития России отмечено, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ.

Департаментом экономического развития автономного округа сформирован рейтинг качества проведения ОРВ на муниципальном уровне в 2018 году за 2017 год (таблица), по итогам которого 3 муниципальных образования автономного округа отнесены в группу с «высшим уровнем» развития ОРВ, 19 муниципалитетов – в группу с «хорошим уровнем» развития ОРВ, улучшив свои позиции по сравнению с 2016 годом (в 2016 году 3 муниципальных образования отнесены в группу с «хорошим уровнем» развития ОРВ, 19 муниципальных образований – в группу с «Удовлетворительным уровнем»).

Таблица 1

Рейтинг муниципальных образований автономного округа

по качеству проведения ОРВ

№ п/п

Муниципальное образование

Баллы

Группа

Баллы

1.            

город Нижневартовск

91

I. «Высший уровень»

от 80
до 100

2.            

город Сургут

87

3.            

Сургутский район

82

4.            

Кондинский район

78

II. «Хороший уровень»

от 50
до 79

5.            

город Урай

77

6.            

город Радужный

77

7.            

Нижневартовский район

76

8.            

Нефтеюганский район

69

9.            

город Покачи

67

10.         

Березовский район

66

11.         

город Лангепас

66

12.         

город Мегион

65

13.         

Советский район

63

14.         

город Нягань

62

15.         

город Югорск

62

16.         

Ханты-Мансийский район

61

17.         

город Ханты-Мансийск

60

18.         

Белоярский район

58

19.         

город Пыть-Ях

58

20.         

город Когалым

55

21.         

город Нефтеюганск

53

22.         

Октябрьский район

52

В 2018 году произведен расчет оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2017 год (далее – оценка эффективности) и определены муниципальные образования автономного округа, достигшие наилучших значений показателей, характеризующих уровень муниципального управления, которым предоставлены гранты на общую сумму 200,0 млн. рублей, в том числе первые 3 муниципальных района и первые 3 городских округа:

Белоярский район – 41,8 млн. рублей;

Ханты-Мансийский район – 29,8 млн. рублей;

Нижневартовский район – 14,0 млн. рублей;

город Ханты-Мансийск – 61,1 млн. рублей;

город Мегион – 31,4 млн. рублей;

город Покачи – 21,9 млн. рублей;

Начиная с 2019 года, при расчете размера грантов муниципальным образованиям по итогам оценки эффективности за 2018 год, будут учитываться значения рейтинга муниципальных образований автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции.

2. Инвестиционный климат и инвестиционная политика

Целью инвестиционной политики в автономном округе является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику Югры, формирование условий для открытия и ведения бизнеса, для запуска новых производств.

Взаимодействие с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» способствует реализации в Югре стратегических инициатив «Единое информационное пространство для лучших практик развития субъектов Российской Федерации» (далее – «Магазин верных решений»).

В 2018 году Югра приступила к внедрению 7 практик «Магазина верных решений»:

– перевод государственных услуг в сфере строительства в электронный вид и переход на межведомственное электронное взаимодействие в городах: Мегионе, Пыть-Яхе и районах: Белоярском, Березовском, Советском, Сургутском;

– акция «Отдыхай дома. Путешествуй по Югре!» в городе Нефтеюганске и Березовском, Нефтеюганском, Октябрьском районах;

– модернизация уличного освещения на основе энергосервисного контракта в городе Мегионе

– конкурс общественных инициатив по благоустройству внутриквартальных территорий «Мой дом, мой двор» в городах: Когалыме,
Пыть-Яхе;

– моя школьная карта в городе Лангепасе и Нижневартовском районе;

– создание добровольческой группы «Мы вместе» для социальной адаптации молодежи и детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Покачи;

– проект «Один дома» в городе Югорске и Нижневартовском районе.

В 2018 году в автономном округе начали использоваться механизмы концессионных соглашений, государственно (муниципально)-частного партнерства для развития социальной сферы, транспортной инфраструктуры, комплексного развития территорий, экологии в соответствии с мероприятиями государственных программ.

Между Правительством автономного округа и ПАО «Сбербанк» было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере создания объектов социальной, образовательной инфраструктуры на основе концессионных механизмов.

Утверждены формы концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования, соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов образования, конкурсной документации.

Проведены семинары со специалистами исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее – органов местного самоуправления) по темам: «Реализация проектов государственно-частного партнерства с применением механизмов концессионных соглашений, основанных на опыте ПАО «Сбербанк России», «Пакетное решение АО «Газпромбанк», для целей финансирования объектов социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в формате муниципально-частного партнерства».

В Югре получила развитие такая форма государственно-частного партнерства, как контракт жизненного цикла, включающий комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (то есть несколько этапов жизни объекта) при условии поэтапного финансирования контрактных обязательств и справедливого распределения рисков между автономным округом и частной стороной. В 2018 году при финансовой поддержке со стороны Правительства автономного округа в Кондинском районе реализуются 2 муниципальных контракта жизненного цикла: «Строительство подъездной автомобильной дороги к пгт. Мортка», «Строительство подъездной автомобильной дороги к селу Ямки».

В 2018 году в соответствии с контрактом жизненного цикла построена подъездная автомобильная дорога к пгт. Мортка.

Продолжена реализация концессионного соглашения по строительству комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района.

Всего в соответствии с концессионными соглашениями в автономном округе в 2018 году реализуются 29 проектов.

В целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищного строительства на основе принципов государственного-частного партнерства для обеспечения жителей жильем Правительством автономного округа в 2018 году утвержден механизм предоставления муниципальным образованиям субсидии на софинансирование обязательств муниципалитета по договорам:

развитие застроенных территорий;

комплексное освоение территории;

освоение территории в целях строительства стандартного жилья;

комплексное освоение территории в целях строительства стандартного жилья.

В 2018 году заключено концессионное соглашение по реконструкции объекта дошкольного образования в городе Нефтеюганск «Умничка».

Комиссией при Департаменте образования и молодежной политики автономного округа в 2018 году рассмотрено 14 заявок муниципальных образований на предоставление субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих создание объектов общего образования в соответствии с концессионными соглашениями, из которых 5 заявок одобрено.

В Сургутском районе объявлен конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении 2 объектов общего образования.

Закончена подготовка конкурсных процедур в отношении 3 объектов общего образования, из которых 2 объекта заявлены в городе Нижневартовске, 1 объект – в городе Ханты-Мансийске.

Инвестиционные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, запущенные в 2018 году, будут иметь влияние и определять курс Югры на долгосрочный период.

В целях привлечения инвесторов в 2018 году прошли презентации инвестиционного, промышленного и туристского потенциала автономного округа на площадках Российского инвестиционного форума, XXII Петербургского международного экономического форума, IV Восточного экономического форума, ИННОПРОМ 2018, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Сформированная в автономном округе комплексная система государственной поддержки инвестиционной деятельности способствовала в 2018 году достижению позитивных результатов:

сокращению: времени получения разрешений на строительство с 98 до           65 дней времени подключения к электросетям – с 83 до 51 дня, времени регистрации прав собственности на недвижимое имущество – с 14 до 10 дней;

улучшению позиций автономного округа в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ – 14 место (2017 год – 30 место).

Динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в 2010 – 2018 годах, представлена в таблице.

Таблица 2

Динамика показателей,

характеризующих инвестиционную деятельность

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018 оценка

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

507,2

637,0

671,1

718,9

733,9

766,1

799,3

942,2

967,3

Индекс физического объема инвестиций, в процентах

Югра

108,8

117,2

105,4

101,3

95,6

93,6

102,0

113,8

100,8

Россия

106,3

110,8

106,8

100,8

98,5

89,9

99,8

104,4

102,9

Инвестиции на душу населения, тыс. рублей

Югра

331,7

411,2

426,7

451,9

457,3

473,1

488,4

570,8

582,1

Россия

64,1

77,2

87,9

93,7

95,2

94,9

100,6

108,7

117,4

Структура инвестиций по основным видам деятельности, в процентах (без субъектов малого предпринимательства)

Добыча полезных ископаемых

77,6

75,9

73,8

70,9

74,1

79,3

84,1

85,6

85,6

Обрабатывающие производства

0,9

0,6

1,1

1,5

2,1

1,2

1,2

1,2

1,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (до 1 января 2017 года «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»)

5,2

8,7

9,0

7,0

4,9

4,0

2,7

3,1

3,1

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Строительство

2,6

2,5

2,0

2,2

2,3

1,7

1,7

2,2

2,2

Транспортировка и хранение (до 1 января 2017 года «транспорт и связь»)

5,9

5,0

6,7

9,4

7,8

5,8

4,3

3,4

3,4

Деятельность в области информации и связи

x

x

x

x

x

x

x

0,4

0,4

Социальная сфера

3,0

2,3

2,4

2,3

2,2

1,8

1,1

1,1

1,1

Сфера услуг

4,8

5,1

4,9

6,6

6,5

6,1

4,9

2,9

2,9

Прочие

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

Структура инвестиций по источникам финансирования, в процентах (без субъектов малого предпринимательства)

Собственные средства предприятий

83,7

80,9

81,1

81,7

76,3

84,1

90,5

86,0

85,5

Привлеченные средства

16,3

19,1

18,9

18,3

23,7

15,9

9,5

14,0

14,5

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, в процентах

7,2

5,1

5,1

5,1

4,5

3,4

2,5

1,8

1,8

2.1. Развитие конкуренции

Заседание Госсовета РФ 5 апреля 2018 года было посвящено вопросам развития конкуренции как магистральному направлению достижения стратегических целей.

Одним из ключевых мероприятий по развитию конкуренции является внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – РФ, Стандарт).

В Югре Стандарт начал внедряться с 2014 года в инициативном порядке, повсеместное внедрение в субъектах РФ Правительством РФ было установлено на 2015 год, после апробации в пилотных регионах.

В целях укрепления экономики, дальнейшего развития конкуренции и координации действий по недопущению монополистической деятельности, исполнения поручений Указа Президента РФ[3] в 2018 году Правительством автономного округа заключено Соглашение о взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой России (далее – ФАС России).

В соответствии с Соглашением ФАС России обеспечивает методическую поддержку при разработке планов мероприятий («дорожных карт») содействия развитию конкуренции, участвует в проведении анализа и мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов естественных монополий на товарных рынках, а также оказывает методологическую поддержку внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплекс) в автономном округе.

Правительством автономного округа в 2018 году была внедрена система мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе по содействию развитию конкуренции. В систему мотивации органов местного самоуправления, созданную в Югре, вошли:

Соглашение между Правительством автономного округа и органами местного самоуправления по внедрению в Югре Стандарта, в котором установлены целевые ориентиры развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг для всех муниципальных образований;

рейтинг органов местного самоуправления по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции (далее – рейтинг), который ежегодно рассчитывается региональным аналитическим центром и по итогам которого решением Совета при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности награждаются органы местного самоуправления, занявшие в рейтинге места с 1 по 5 включительно. По итогам 2017 года это были муниципальные образования: Сургутский, Нижневартовский, Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский районы.

В целях активизации деятельности органов местного самоуправления по развитию конкуренции Правительством автономного округа было принято решение при выделении грантов в целях поощрения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления учитывать достижения по развитию конкуренции. Таким образом, с 2019 года в оценке эффективности органов местного самоуправления при получении грантов будет учитываться рейтинг муниципальных образований по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции.

Ключевые мероприятия, существенно повлиявшие на развитие конкуренции и реализованные в том числе и в 2018 году:

проект «МФЦ для бизнеса»;

обеспечение равного доступа к бюджетному финансированию негосударственных организаций, система персонифицированного финансирования (сертификаты на оплату услуг);

включение негосударственных медицинских организаций в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования;

передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства;

проведение открытых конкурсов (электронных аукционов) по межмуниципальным маршрутам;

формирование перечня свободных помещений и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

методическое сопровождение по осуществлению закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

организационно-методическая и информационно-консультативная помощь частным организациям;

обеспечение доступа граждан к информации по вопросам предоставления услуг.

В совокупности с мероприятиями, проводимыми муниципальными образованиями, это дало положительный эффект, и по результатам проведенных мониторингов состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг уровень конкуренции в Югре имеет тенденцию к росту, это выражается как в числе действующих на рынке компаний и индивидуальных предпринимателей, так и в расширении ассортимента товаров и услуг, которые они производят.

Мероприятия Национального плана развития конкуренции на 2018 – 2020[4] годы, соисполнителем которого являются все субъекты РФ, направлены на обеспечение присутствия не менее 3 игроков на всех рынках (кроме естественных монополий и ОПК), 1 из которых должен относиться к частному бизнесу.

В Югре по итогам 2018 года есть рынки, на которых нет доли государственного участия, например:

рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров легковым такси;

рынок розничной торговли;

рынок туристических услуг;

рынок инфокоммуникаций;

рынок страхования.

Югра занимает в России 16 место среди субъектов РФ по доле частных организаций в общей численности хозяйствующих субъектов.

В сфере социальной поддержки населения количество негосударственных поставщиков увеличилось (с 2013 года) в 6 раз (2013 год – 23 единицы, 2017 год – 157 единиц).

Объем паллиативной помощи, предоставляемый СО НКО, – 30 %.

Количество получателей услуг от негосударственных поставщиков за 2017 год увеличилось в 2 раза (2017 год – 97,5 тыс. человек; 2016 год – 44,5 тыс. человек).

В целях повышения эффективности работы по развитию конкуренции Правительство автономного округа ведет постоянный диалог с бизнесом, общественностью, потребителями. Доклад о развитии конкуренции размещается в сети Интернет, где каждый желающий может с ним ознакомиться и воспользоваться механизмом обратной связи.

Чтобы оценить эффективность принимаемых и планируемых к принятию мер по развитию конкуренции из предложенных в 2018 году ФАС России рынков, на которых регион будет увеличивать долю частных организаций и снижать долю госсектора, Югра выбрала 33 из 41, исключив сельскохозяйственные рынки, не характерные для автономного округа ввиду природно-климатических условий.

По результатам проведенного мониторинга о функционировании в регионе организаций частной и государственной/муниципальной формы собственности Югра имеет возможность достичь ключевых показателей с опережением графика, установленного Национальным планом развития конкуренции на 2018 – 2020 годы), например:

1. На рынке образовательных услуг предлагается создать не менее 1 частной организации.

В автономном округе уже функционируют:

на рынке дошкольного образования 22 частные организации, кроме того, 38 индивидуальных предпринимателей оказывают услуги присмотра и ухода за детьми младшего школьного и дошкольного возраста;

на рынке среднего образования – 4 частных школы.

2. На рынке транспортных услуг:

в перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам автомобильным транспортом участвует вдвое больше организаций частной формы собственности, чем рекомендовано целевым ориентиром, который установлен ФАС России в размере 20 %.

Аналогичная ситуация при перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, на рынке услуг такси организации частного бизнеса занимают 100 % (рекомендовано – 70 %).

3. На рынке инфокоммуникаций:

услуги связи по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет оказывают 100 % частные организации (рекомендовано 98 %).

Проводимая в автономном округе государственная политика по развитию конкуренции получила высокую оценку Федеральной антимонопольной службы России.

Перспективными кейсами стали проекты в сфере дошкольного образования. Введение «Сертификата дошкольника» позволило увеличить численность детей, посещающих детские сады; увеличить предпринимательскую активность; создать новые рабочие места; объекты налогообложения; сократить финансовую нагрузку на бюджеты различных уровней.

В рейтинге субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных (немуниципальных) поставщиков к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, проведенного Министерством экономического развития РФ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра по итогам 2017 года занял первое место.

3.. Малый и средний бизнес, развитие социального предпринимательства

Целью государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.

Одним из этапов развития малого и среднего предпринимательства в 2018 году стало внедрение целевой модели «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», основным механизмом которой является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее – программа) государственной программы автономного округа «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018 – 2025 годах и на период до 2030 года».

Программа сформирована с учетом рекомендаций Министерства экономического развития РФ, что позволяет ежегодно участвовать в конкурсах Минэкономразвития РФ и привлекать федеральные средства. За период
2011-2018 годы привлечено более 1,0 млрд. средств федерального бюджета, в том числе в 2018 году – 6,1 млн. рублей, из них 2,0 млн. рублей – на стимулирование развития молодежного предпринимательства.

В 2018 году состоялось открытие 2-го Центра молодёжного инновационного творчества в Сургутском районе (ООО «Вертикаль»), на базе которого смогут получить обучение около 400 школьников и студентов Сургутского района (первый открыт в 2016 году в городе Сургуте). Следующий запланирован к открытию в конце 2018 года в г. Сургуте.

Центр молодёжного инновационного творчества (далее – ЦМИТ) – новое перспективное направление поддержки инновационной активности, предназначенное для инновационной деятельности детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Впервые в России при содействии региональной инфраструктуры поддержки экспорта (Фонд «Центр поддержки экспорта Югры») экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства оказана услуга по продвижению продукции через торговые онлайн площадки. Таким образом, на крупнейшем в мире онлайн маркетплейсе Alibaba создана региональная электронная площадка «Сделано в Югре!», содержащая информацию о югорских товаропроизводителях. По итогам 2018 года электронный ресурс содержит сведения о 15 хозяйствующих субъектах, предлагающих производимую ими продукцию для поставок на зарубежные рынки.

С целью консолидации усилий в области развития социального предпринимательства функционирует Центр инноваций социальной сферы при Фонде поддержки предпринимательства Югры.

В автономном округе обеспечен комплексный подход по поддержке и развитию социального предпринимательства, проводятся образовательные мероприятия, организовано сопровождение в продвижении и тиражировании социальных проектов.

В Югре действуют 850 социальных предпринимателей. Заинтересованность югорчан в развитии социальных проектов подтверждается ростом участников Школы социального предпринимательства, организуемой Центром инноваций социальной сферы. Так, в 2018 году подано 796 заявок на обучение, что превышает количество заявок, поданных в 2017 году, на 44,7% (2017 год – 550).

Выпускниками Школы реализуется свыше 270 социальных бизнес-проектов, товарами и услугами которых пользуются более 15,0 тыс. югорчан: частные детские сады, творческие мастерские, учреждения здравоохранения, а также учреждения по уходу и присмотру за пожилыми и «особенными» людьми.

В городе Нефтеюганске открыт центр здоровья и развития «Мой малыш» (далее – Центр), основанный Екатериной Башкировой. Центр является семейной медицинской клиникой, в которой предоставляется широкий спектр медицинских, а также развивающих, оздоровительных, коррекционных и психолого-педагогических услуг для детей и взрослых. Оснащенность Центра современной аппаратурой позволяет комплексно оказывать медицинские, диагностические, реабилитационные услуги. В Центре организованы группы раннего развития «Родничок», родительский клуб «Мамина школа», программы сопровождения детей.

В 2018 году подведены итоги совместной реализации Правительством автономного округа и Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» первого в стране пилотного проекта «Социальные инвестиции», в ходе которого была сформирована региональная модель по вовлечению частных и институциональных инвесторов в финансирование социальных предприятий.

В результате:

сформирован пул из 30 инвесторов, готовых финансировать развитие социального предпринимательства;

получено свыше 860 заявок от социальных предпринимателей на участие в Пилотном проекте;

проведено 3 инвестиционные сессии, по итогам которых было структурировано 8 сделок на общую сумму в 115,6 млн. рублей между социальными предпринимателями и инвесторами.

Результаты реализации пилотного проекта свидетельствуют о готовности частных инвесторов финансировать социальный бизнес, обозначая новый этап развития социальной сферы страны. Следующим этапом реализации пилотного проекта станет его тиражирование.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стартовал региональный этап Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект – 2018».

В 2018 году лауреатом премии «Импульс добра» в номинации «За личный вклад в развитие социального предпринимательства» стал Прокопович Степан Юрьевич, руководитель частного социального центра нового формата «Мегамаркет социальных услуг», обеспечивающего комплексную поддержку социальных предпринимателей и населения.

Ежегодно муниципальные образования автономного округа участвуют в привлечении средств регионального бюджета на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в результате чего в 2018 году:

в городе Нягани состоялось открытие Центра объединения идей (200 кв.м), на базе которого размещается коворкинг центр, в котором субъект малого среднего предпринимательства сможет арендовать рабочее место на любой срок от нескольких часов до месяца;

в городе Ханты-Мансийске открылся коворкинг центр «Start» площадью более 80 кв.м; (до конца 2018 года также планируется открытие коворкинг центра в г. Сургуте);

в поселке городского типа Андра Октябрьского района получателем поддержки ИП Шеина Я.О. начато строительство спортивно - оздоровительного центра площадью около 300 кв. м, на базе которого будет обустроен тренажерный зал и банный комплекс. Ввод в эксплуатацию запланирован в III квартале 2019 года.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Югре действует Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей автономного округа.

В Югре реализован федеральный проект «Мама-предприниматель», который разработан специально для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Цель проекта – помочь им начать собственное дело и воплотить в жизнь бизнес-идеи. В проекте приняли участие 26 конкурсанток с проектами в области медицины, социального предпринимательства, индустрии красоты. Реализация указанного проекта позволила индивидуальному предпринимателю из города Мегиона Бразгиной Гюзели, находящейся в декретном отпуске и имеющей 4 детей, стать обладательницей гранта в размере 100,0 тыс. рублей и начать реализацию бизнес-проекта «Дом красоты «Мегион».

В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ 12 октября 2018 года состоялась презентация инвестиционного и промышленного потенциала Югры, где были представлены проекты по инвестиционному, промышленному и туристическому потенциалу региона. Основная цель мероприятия в ознакомлении российских, зарубежных организаций с перспективными проектами автономного округа. Результатом мероприятия стало заключение:

соглашения о сотрудничестве между Фондом развития Югры и Бельгийско-Люксембургской Торговой Палатой в Российской Федерации;

меморандума о сотрудничестве между Фондом развития Югры и Русско-Азиатским Союзом промышленников и предпринимателей;

агентского договора между Фондом поддержки предпринимательства Югры и Российским Банком поддержки малого и среднего предпринимательства.

Функционирует Портал малого и среднего предпринимательства Югры (бизнесюгры.рф) (далее – Портал), посредством которого осуществляется информирование населения и предпринимательского сообщества о формах и видах государственной поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства, об организациях инфраструктуры поддержки предпринимательства в автономном округе, о нормативной правовой базе и иной информации, направленной на развитие предпринимательской деятельности в автономном округе по принципу «одного окна».

По итогам 2018 года комплексная работа всех заинтересованных субъектов в развитии бизнеса позволила достигнуть результатов (таблица), что подтверждает эффективность и востребованность оказываемой поддержки:

обеспечено исполнение обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (деятельность гарантийного фонда) перед кредитными учреждениями более чем по 90 предпринимательским проектам на сумму 519,2 млн. рублей;

предоставлено более 200 микрозаймов на сумму 374,2 млн. рублей;

компенсирована банковская процентная ставка и лизинговые платежи 117 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 7,4 млн. рублей;

субъектами, получившими государственную поддержку, создано более 2000 новых рабочих мест, 400 новых малых предприятий;

привлечено средств банков и лизинговых компаний на реализацию предпринимательских проектов 1 200,0 млн. рублей, что превышает уровень 2017 года на 6% (2017 год – 1 130,0 млн. рублей);

объем налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований субъектами малого и среднего предпринимательства составил 4 491,8 млн. рублей (2017 год – 4 011,8 млн. рублей).

Таблица 3

Динамика показателей развития малого предпринимательства

2010

2011

2012

2013

2014

2015[5]

2016[6]

2017[7]

2018[8]

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), единиц

13150

23042

25894

23427

27002

23522

25663

22519

23645

Индивидуальные предприниматели[9], человек

49638

52637

59892

50113

50635

49817

49416

49898

50380

Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, тыс. человек

123,0

125,3

127,2

122,9

116,7

121,9

124,2

126,0

127,9

Доля работающих на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности работающих, в процентах

16,0

16,3

16,4

15,9

15,2

16,0

16,5

16,7

16,8

Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей

298,2

338,0

376,5

412,9

382,9

419,2

455,5

507,3

534,7

Доля в объеме ВРП, в процентах

15,1

13,9

13,9

15,1

13,4

13,4

15,0

15,3

15,8

Объем государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, всего, млн. рублей, в том числе:

463,3

556,6

638,1

605,1

798,4

876,9

581,3

577,2

424,5

средства федерального бюджета, млн. рублей

95,9

163,3

193,5

168,7

271,2

179,6

112,5

35,7

6,2

средства бюджета автономного округа, млн. рублей

334,8

354,3

399,6

386,6

485,3

657,5

423,6

495,5

376,0

средства бюджетов муниципальных образований, млн. рублей

32,6

39,0

45,0

49,8

41,9

39,8

45,2

46,0

42,3


[1] http://ar.gov.ru/ru-RU/presscentr/news/view/611

[2] http://orv.gov.ru/Content/Item?n=27489

http://orv.gov.ru/Content/Item?n=23827

http://orv.gov.ru/Content/Item?n=11690

[3] Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

[4] Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

[5] Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Тюменской области (2012-2016) Тюмень 2017 г.

[6] Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Тюменской области (2012-2016) Тюмень 2017 г.

[7] Прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

[8] Прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

[9] Учтенные в статрегистре

Опубликовано: 05.11.2018 12:18        Обновлено: 20.11.2018 15:34