Размер:
Цвет:

Информация об основных результатах деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год

Департамент экономического развития автономного округа является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа, мобилизационной подготовки экономики, формирования и исполнения государственных и ведомственных целевых программ, реализации административной реформы, торговой деятельности, досрочного завоза, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, дополнительного пенсионного обеспечения граждан.

1. Совершенствование государственного и муниципального управления

В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления в 2017 году продолжена работа по:

совершенствованию нормативной правовой базы в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) и исполнения государственных (муниципальных) функций по контролю (надзору);

повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

развитию и совершенствованию института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

актуализации перечней государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» в МФЦ, а также перечней государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа;

внесению изменений в нормативные правовые акты автономного округа, муниципальные правовые акты, в том числе административные регламенты в части включения состава, последовательности и сроков выполнения действий в электронной форме, а также требований к порядку их выполнения.

По состоянию на 31 декабря 2017 года для жителей автономного округа организовано предоставление более 200 государственных и муниципальных услуг (подуслуг) по принципу «одного окна» в 21 МФЦ и 62 территориально обособленных структурных подразделениях МФЦ (далее – ТОСП), с общим количеством окон обслуживания – 424.

О востребованности сети МФЦ свидетельствуют высокие оценки граждан (удовлетворённость: 2015 – 86,1%, 2016 – 89%, 2017 – 90,5%), а также растущая ежегодно статистика обращений.

На 31 декабря 2017 года в МФЦ (ТОСП) оказано 2 206,2 тыс. услуг, в том числе федеральных – 1 309 тыс. услуг (или 59,3%), региональных – 811,3 тыс. услуг (или 36,8%) и муниципальных – 85,9 тыс. услуг (или 3,9%), включая услуги информирования и консультирования, что на 19,5% больше количества услуг, оказанных в 2016 году (1 846,1 тыс. услуг, из них федеральных – 1 026,4 тыс. (55,6%), региональных – 749,3 тыс. (40,6%), муниципальных – 70,3 тыс. (3,8%).

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ составила 99,5 %, что превышает целевое значение, установленное Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (к 2015 году – не менее 90,0 %).

В Югре реализуется проект «МФЦ для бизнеса», на 31 декабря 2017 года в автономном округе для бизнеса организовано предоставление услуг по принципу «одного окна»:

- в 20 бизнес-окнах в 16 МФЦ и 1 ТОСП в городах: Когалыме – 1 окно, Лангепасе – 1 окно, Мегионе – 1 окно, Нягани – 1 окно, Покачи – 1 окно, Пыть-Яхе – 1 окно, Радужном – 1 окно, Урае – 1 окно, Ханты-Мансийске – 2 окна, Югорске – 1 окно; в районах: Кондинском – 1 окно, Нефтеюганском – 3 окна, Нижневартовском – 1 окно, Октябрьском – 1 окно, Советском – 1 окно, Сургутском – 2 окна (в т.ч. Лянтор – 1);

- в 2 бизнес-офисах – в городе Нижневартовске и Сургуте – 13 окон.

В целях развития и совершенствования института оценки регулирующего воздействия в 2017 году:

внесены изменения в постановление Правительства автономного округа от 30 августа 2013 года № 328-п «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, подготовленных исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» в части исключения требования о проведении процедуры предварительной ОРВ проекта нормативного правового акта, установления степеней регулирующего воздействия нормативного правового акта (высокая, средняя, низкая), установления требования о проведении процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://regulation.admhmao.ru;

проведены обучающие семинары-совещания по развитию института оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия в исполнительных органах государственной власти и муниципальных образованиях автономного округа, по практическому применении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований, установленных правовым регулированием.

В ходе проведения процедур ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов, подготовленных в 2017 году исполнительными органами государственной власти автономного округа, устранены избыточные требования по представлению субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности излишних документов, а именно копий свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (3 проекта), выписки из единого реестра юридических лиц, единого реестра индивидуальных предпринимателей (4 проекта), копий учредительных документов, иных документов, справок (8 проектов), копий документов, подтверждающих наличие лицензии организации на осуществляемый вид деятельности (3 проекта).

В результате проведения процедур ОРВ удалось сэкономить более 7 103,4 млн. рублей для 2 988 субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В 2017 году произведен расчет оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа за 2016 год.

По его итогам определены муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, достигшие наилучших показателей, характеризующих уровень муниципального управления, которым предоставлены гранты на общую сумму 200,0 млн. рублей, в том числе первые 3 муниципальных района и первые 3 городских округа:

Белоярский район – 59,1 млн. рублей;

Нижневартовский район – 38,2 млн. рублей;

Октябрьский район – 35,0 млн. рублей;

город Ханты-Мансийск – 33,6 млн. рублей;

город Когалым – 17,1 млн. рублей;

город Нижневартовск – 17,0 млн. рублей.

Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа является удовлетворенность населения их деятельностью, по итогам 2016 года население оценило:

Белоярский район – 76,5%;

Нижневартовский район – 68,8%;

Октябрьский район – 72,9%;

город Ханты-Мансийск – 80,1%;

город Когалым – 73,0%;

город Нижневартовск – 71,2%.

2. Инвестиционный климат и инвестиционная политика

Внедрены все положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее так же РФ) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее – Стандарт), призванного улучшить инвестиционный климат в автономном округе с учетом лучших региональных практик, создан необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций.

Внедрение Стандарта позволило упростить административные процедуры на местах и создать более комфортную среду для открытия своего дела или расширения уже существующих производств.

Экспертами Агентства стратегических инициатив отмечена эффективность работы Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Югре как лучшая практика в Российской Федерации.

Сформирована комплексная система государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Функционирует специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности на четырех языках http://investugra.ru/about/.

Продолжено формирование комплексной системы государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности.

Выстроена система взаимоотношений, направленная на оказание содействия муниципальным образованиям в поддержке и развитии инвестиционной деятельности.

С 2017 года в Югре главным инструментом обеспечения улучшения условий ведения бизнеса является реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, сформированных по 12 приоритетным направлениям, из которых 8 целевых моделей полностью внедрены в 2017 году, 4 модели внедрены на 80 % и более («Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», «Поддержка малого и среднего предпринимательства», «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»).

В 2017 году Югра присоединилась к внедрению успешных практик в соответствии с проектом, Агентства стратегических инициатив, «Магазин верных решений». «Магазин верных решений» представляет собой сборник примеров успешного опыта регионов, отобранных экспертами из числа победителей Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ, которые структурированы и подготовлены к тиражированию в других регионах.

В целях внедрения успешных практик «Магазина верных решений» заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Агентством стратегических инициатив.

В муниципальных образованиях автономного округа запущено пилотное внедрение двух успешных практик «Магазина верных решений»:

организация финансирования концессионного проекта по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения;

реализация энергосервисных контрактов, направленных на энергосбережение.

Проводимые мероприятий по улучшению инвестиционного климата позволили сократить в период 2016 - 2017 годов:

время получения разрешений на строительство со 131 дня до 98 дней;

среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство с 17 процедур до 13 процедур;

время регистрации прав собственности с 16 дней до 14 дней;

время подключения к электросетям с 85 дней до 82 дней.

В целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию благоприятной деловой среды ежегодно формируется Рейтинг муниципальных образований автономного по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции (далее – Рейтинг муниципальных образований), основной результат которого - оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований в выявлении направлений, в которых имеется наибольший потенциал роста и концентрация усилий на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата и развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг.

Результаты Рейтинга муниципальных образований за 2016 год свидетельствуют о повышении эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по улучшению состояния инвестиционного климата и уровня развития конкурентной среды.

По итогам Рейтинга муниципальных образований сформирован и размещен на Инвестиционном портале Югры сборник лучших практик муниципальных образований автономного округа.

Портфель инвестиционных не нефтегазовых проектов автономного округа в 2017 году емкостью 321 млрд. рублей (174 проект), по каждому из которых определено ответственное должностное лицо и действует система сопровождения проекта. Вся информация представлена на Инвестиционном портале Югры.

В 2017 году введены в эксплуатацию:

завод железобетонных конструкций в Советском районе;

завод по нанесению антикоррозийного защитного полимерного покрытия на трубы нефтегазового сортамента, г. Сургут.

Продолжена реализация инвестиционных проектов:

комплекс переработки фракции 340оС-КК установки моторных топлив Сургутского ЗСК;

«Индустриальный парк «Солнечный», реализуемый ООО «Завод КИПАРИС» (предполагается создание на базе индустриального парка нефтехимического комбината, завода строительных изделий, логистического центра);

строительство завода по переработке молока в Советском районе в с.п. Алябьевский;

реконструкция завода по производству бутилированной питьевой воды в Нижневартовском районе.

В 2017 году начата реализация проектов:

«Югорский логистический комплекс», реализуемый ООО «Югорская логистическая компания» (реализация проекта предполагается строительство складской недвижимости 120 000 кв. м);

«Котельная в квартале В-5» г. Нижневартовск, реализуемый АО «Горэлектросеть» (предусматривает строительство автоматизированной газовой котельной, мощностью 87,2 Мвт).

В Югре создаются условия для стимулирования инвестиционной деятельности в сфере промышленности.

Компаниям, заключившим специальный инвестиционный контракт, стороной которого является Правительство автономного округа, будут предоставляться льготы по налогу на прибыль в течение 10 лет при реализации инвестиционных проектов на территории региона.

Планируется заключение первого в автономном округе специального инвестиционного контракта с ООО «Алмаз». ООО «Алмаз» является предприятием-изготовителем серийного погружного оборудования для добычи нефти, входит в состав ООО «Югорская промышленная корпорация» и обслуживает более 6 тыс. скважин нефтяных компаний.

Продолжено внедрение такой формы государственно-частного партнерства, как концессия. В соответствии с концессионными соглашениями реализуются проекты по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Заключены 24 концессионных соглашения в коммунальной сфере, с привлечением инвестиций в размере более 5 млрд. рублей, которые реализуются в 10 муниципальных образованиях и 1 концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов с привлечением частных инвестиций в размере 876 млн. рублей.

В результате проводимой работы в сфере государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) по итогам рейтинга российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2016-2017, подводимого Центром развития государственно-частного партнерства, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра находится на 22 месте, что на 6 позиций выше уровня развития ГЧП 2015-2016 годов (28 место).

С 2014 года Югра внедряет Стандарт развития конкуренции[1].

В рейтинге глав регионов РФ по уровню содействия развитию конкуренции за 2016 год Югра заняла 11 место, поднявшись на 10 пунктов по сравнению с 2015 годом.

В Атласе «Лучшие практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации» названа лучшая практика Югры по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий: по выкупу объектов общего и дошкольного образования, инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, а также инвесторам на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и субъектов инвестиционной деятельности по улучшению инвестиционного климата приняты основные направления инвестиционной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[2].

3. Малый и средний бизнес, развитие социального предпринимательства

Малый бизнес Югры – один из самых быстрорастущих сегментов региональной экономики.

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере развития малого бизнеса в Югре является государственная программа автономного округа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 - 2020 годы», одна из целей которой - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике автономного округа.

Мероприятия программы сформированы с учетом рекомендаций Министерства экономического развития РФ, что позволяет ежегодно участвовать в конкурсах Минэкономразвития РФ и привлекать дополнительные федеральные средства. За период 2011-2017 годы привлечено более 1,0 млрд. средств федерального бюджета, в том числе в 2017 году – 35,7 млн. рублей, из них 1,2 млн. рублей – на стимулирование развития молодежного предпринимательства.

Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах. Приоритетное право на получение которых имеют субъекты малого и среднего предпринимательства:

осуществляющие производство товаров (работ, услуг);

создающие новые рабочие места;

выплачивающие среднемесячную заработную плату не ниже полуторакратного размера прожиточного минимума, установленного в автономном округе;

использующие в своей деятельности инновационные методы в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта;

осуществляющие деятельность по модернизации и внедрению энергоэффективных технологий;

относящиеся к молодежному предпринимательству;

осуществляющие свою деятельность в сфере экологии и традиционных промыслов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере туризма;

относящиеся к социальному предпринимательству;

осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

В 2017 году популярны нефинансовые меры поддержки предпринимательства в автономном округе, например, коворкинг центр, «Бизнес - Наставничество», дискуссионный клуб «Фабрика деловых решений».

С целью консолидации усилий в области развития социального предпринимательства функционирует Центр инновации социальной сферы при Фонде поддержки предпринимательства Югры.

С первого года работы ведущим проектом Фонда в сфере развития социального предпринимательства остается Школа социального предпринимательства. Заинтересованность югорчан в развитии социальных проектов подтверждается и ростом участников Школы социального предпринимательства.

За 4 года, а это пять выпусков Школы, получено 984 заявки на участие, 362 слушателя прошли публичную защиту социальных проектов, из них 272 реализуются в настоящее время, среди них: частные детские сады, творческие мастерские, учреждения здравоохранения, а также по уходу и присмотру за пожилыми и «особенными» людьми:

детский сад «Счастье» в г. Сургут (помощь детям с нарушениями аутистического спектра и другими ментальными нарушениями);

пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота» в г. Мегион (повышение качества жизни граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья);

многопрофильный центр развития «Перспектива» в г. Нижневартовск (оказание коррекционно-развивающей помощи и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, трудоустройство инвалидов);

детская футбольная школа «Искра» в г. Сургут (развитие физической культуры и спорта, популяризация здорового образа жизни).

Сегодня в Югре уже более 15 тысяч югорчан пользуется товарами и услугами социальных предпринимателей.

В целях популяризации и поддержки социальных инициатив, реализуемых субъектами социального предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, а также создания продуктивной среды для разработки инновационных методик реализации и продвижения негосударственных социальных проектов, в городе Ханты-Мансийск состоялся форум «Социальный конструктор Югры 2.0. Вместе создаем будущее» (далее – Социальный конструктор, Форум).

В 2017 году Социальный конструктор был проведен при участии Министерства экономического развития Российской Федерации. Форум достиг межрегионального уровня – участие приняли более 400 человек из 11 регионов России. Помимо этого, опыт реализации образовательного проекта Центра инноваций социальной сферы «Школа социального предпринимательства» тиражируется в субъектах Российской Федерации (Тюменская область).

В ежегодной премии «Импульс добра» 2017 года, в номинации «За лучшее освещение социального предпринимательства средством массовой информации», признано лауреатом издание Ханты-Мансийского автономного округа – Югры газета «Новости Югры».

Проведен VIII «Слет молодых предпринимателей Югры», являющийся одним из ключевых проектов в системе мероприятий по стимулированию молодёжного предпринимательства Югры, в котором приняли участие 120 молодых предпринимателей.

На площадке Слета прошел конкурс «Молодой предприниматель Югры», участниками которого представлены продукты реализации своих бизнес-идей жюри. В номинации «Открытие года» победителем стал Алексей Кижаев с проектом «обслуживание в сфере натяжных потолков «Второе небо». Лучшим «Социальным бизнесом года» стала студия танца «Style dance», руководитель – Екатерина Пынзарь. Победители будут представлять регион на федеральном этапе конкурса «Молодой предприниматель России» в г. Москве.

С 2016 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре совместно с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» реализуется пилотный проект – «Социальные инвестиции». В 2017 году в рамках проекта «Социальные инвестиции» проведено две инвестсессии (в марте, ноябре). Для участия было подано 160 заявок, перед инвесторами представлено 19 социальных проектов. На сегодняшний день заключено 3 сделки в сферах дошкольного образования, производства средств для досуга взрослых и детей, образования.

Стартовал образовательный проект «Азбука бизнеса» на 2017-2018 учебный год. Программа проекта разработана для активной молодёжи − школьников 10-х классов. В ходе проведения образовательного проекта школьникам представится возможность узнать пошаговую инструкцию создания бизнеса, историю предпринимательства в России, а также получить информацию об особенностях предпринимательского мышления и личностных компетенций предпринимателя, встретиться и пообщаться с успешными предпринимателями округа и совершить экскурсии на предприятия.

Общественным органом, определяющим основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Югре, является Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Функционирует Портал малого и среднего предпринимательства Югры (бизнесюгры.рф) посредствам которого осуществляется информирование населения автономного округа и предпринимательского сообщества о формах и видах государственной поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства, об организациях инфраструктуры поддержки предпринимательства в автономном округе, о нормативной правовой базе и иной информации, направленной на развитие предпринимательской деятельности в автономном округе по принципу «одного окна».

Единый Портал позволяет аккумулировать действующие в автономном округе информационные ресурсы в сфере развития предпринимательства на одном сайте и расширить возможности предоставления субъектам информацию о товарах, работах, услугах и установить новые бизнес - контакты. На Портале функционирует постоянно действующая виртуальная выставка предпринимателей в разделе «Истории успеха» (около 400 историй).

В 2017 году подготовлено 30 видеороликов об успешных проектах в сфере развития малого и среднего предпринимательства, которые транслируются на Портале, сайте sb-ugra.ru, социальных сетях, на окружном телеканале «Югра».

В целях улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в автономном округе, содействия преодолению барьеров в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе повышения доступности кредитных ресурсов, осуществляется взаимодействие с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» по направлениям:

- предоставление кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям);

- обеспечение доступа МСП к государственным закупкам, а также инновационной и высокотехнологичной продукции;

- информационно-маркетинговая поддержка для наполнения геомаркетинговой информационно-аналитической системы – Бизнес-навигатора МСП.

Информационную, организационную поддержку субъектам малого бизнеса, желающим заниматься инновациями, оказывает Автономное учреждение автономного округа «Технопарк высоких технологий» (далее – Технопарк).

Резидентами Технопарка являются 135 субъектов МСП, ими создано (сохранено) 771 рабочее место, объем реализованной инновационной продукции – 1 273,34 млн. рублей, налоговые поступления в бюджеты всех уровней – 364,6 млн. рублей. При содействии Технопарка создано 16 прототипов, зарегистрировано 26 объектов интеллектуальной собственности.

В целях повышения доступности получения финансовой поддержки для субъектов предпринимательства с 1 января 2017 года государственные услуги по предоставлению грантов и субсидий инновационным компаниям были переданы на муниципальный уровень[3].

В 2017 году муниципальными образованиями автономного округа оказана финансовая поддержка начинающим инновационным компаниям в форме гранта на сумму 1,5 млн. рублей.

В целях совершенствования системы поиска, отбора и реализации инновационных проектов создана автоматизированная информационная система «Инновации для Югры».

Созданный в 2016 году при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации Центр молодежного инновационного творчества в г. Сургуте (далее ЦМИТ) является одним из элементов кружкового движения и ориентирован на создание благоприятных условий для детей и молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах. В 2017 году обучение в ЦМИТ прошли около 400 детей.

В Югре выстраивается «инновационный лифт»:

поддержка детей посредством детских технопарков, где каждый будет иметь возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах;

поддержка молодежи посредством ЦМИТ, молодежь будет иметь возможности для профориентации и освоения современных профессиональных компетенций посредством доступа к оборудованию прямого цифрового производства для реализации, проверки и коммерциализации инновационных идей;

участие в федеральных конкурсах молодых инноваторов автономного округа по программе «УМНИК».

В результате реализованных мер государственной поддержки в 2017 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность и востребованность оказываемой поддержки:

охват субъектов малого и среднего предпринимательства мерами государственной поддержки составил более 69,0 тыс. субъектов;

создано более 2,6 тыс. новых рабочих мест, 505 малых предприятий;

предоставлено 265 микрозаймов на общую сумму 465,1 млн. рублей, что больше объема предоставленных микрозаймов 2016 года на 27% (365,7 млн. рублей);

объем привлеченных средств банков и лизинговых компаний на реализацию предпринимательских проектов составил 1 130,7 млн. рублей, коэффициент привлеченных средств на один бюджетный рубль остался на уровне прошлого года 4/1 (2017 год – 4 рубля).

В 2017 году 19 субъектов малого и среднего предпринимательства приняли участие в международных мероприятиях, проводимых в Латвии, Дании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Германии, Республике Южная Корея, бизнес-миссиях в Китайскую Народную Республику.

В результате 12 экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа заключили 22 экспортных контрактов с хозяйствующими субъектами из 15 зарубежных стран (Южная Корея, Румыния, Венгрия, Китайская Народная Республика, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Эстония, Израиль, Тайланд, Иран) на поставку пищевой продукции (дикоросы, свежемороженая рыба, кондитерские изделия), цифрового фольгиратора Foil Print 106, пиломатериалов.

Заключено соглашение[4] между Правительством автономного округа, Фондом «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» и Акционерным обществом «Российский экспортный центр» по реализации образовательной программы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Таким образом, автономный округ вошел в число 12 пилотных регионов по реализации общероссийского мероприятия, направленного на повышение уровня знаний субъектов предпринимательства в сфере осуществления экспортной деятельности. В результате проведены образовательные сессии в муниципальных образованиях автономного округа (Сургут, Ханты-Мансийск) при участии более 50 субъектов малого предпринимательства.

3. Пенсионное обеспечение

В Югре с 2002 года реализуется система дополнительного пенсионного обеспечения, созданная и направленная на повышение качества жизни, уровня доходов пенсионеров автономного округа и, которая, предусматривает пожизненное назначение дополнительной пенсии для отдельных категорий граждан.

В 2017 году численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в автономном округе составила 430 тыс. человек, из них 141 тыс. человек – работающие, более 210 тысяч пенсионеров автономного округа являлись участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Средний размер дохода пенсионера (с учетом выплаты дополнительной пенсии из бюджета автономного округа) составил 19,9 тыс. рублей, что составило 164,5 % к величине прожиточного минимума пенсионера.

Таблица

Динамика среднего размера дохода пенсионера

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017 оценка

Югра

2017 оценка

РФ*

Средний размер дохода пенсионера, рублей

11861

12990

14374

15780

17087

18843

19266

19902

13168

Коэффициент замещения (соотношение со средней заработной платой), в процентах[5]

28,7

28,6

28,3

29,0

29,5

31,4

30,3

29,7

33,5

*средний размер страховой пенсии (среднегодовой);

Источник: Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.



[1] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2015 № 387-рп (ред. от 26.05.2017) «О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 июля 2014 года № 382-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».


[2] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2016 № 714-рп «Об основных направлениях инвестиционной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2017 году».


[3] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.10.2016 № 429-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы».


[4] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 апреля 2016 года № 201-рп «О Соглашении о взаимодействии между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Фондом «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» и Акционерным обществом «Российский экспортный центр» по реализации образовательной программы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».


[5] Глобальный рейтинг пенсионных систем стран мира (GlobalAgeWatchIndex 2015): Международная организация труда (МОТ) рекомендует индекс замещения поддерживать на уровне не ниже 40 %. В странах ОЭСР и Восточной Европы индекс замещения составляет более 50,0 %.



Опубликовано: 17.01.2018 11:45        Обновлено: 17.01.2018 11:53