Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Распоряжение Правительства автономного округа от 26.07.2013 №383-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года»

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

26 июля 2013 года 383-рп

 

 

О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года

 

Руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывая приоритеты развития Уральского федерального округа, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указы Президента Российской Федерации от  7 мая 2012 года № 596-606, в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года (прилагается). 

2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при разработке отраслевых документов государственного стратегического планирования и проектов государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры руководствоваться прогнозом социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 ноября 2007 года № 495-рп «Об основных показателях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2008 год и на период до 2020 года».

 

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                           Н.В.Комарова


Приложение

к распоряжению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от 26 июля 2013 года № 383-рп

 

 

Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года

 

Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономный округ, Югра) на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования автономного округа. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Югры в долгосрочной перспективе и содержит обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия Югры – 2030). Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки государственных программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного периода.

Исходными документами для разработки долгосрочного прогноза являются: основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия Югры – 2030; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 и другие целеполагающие документы долгосрочного характера.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Югры на период до 2030 года базируется на основных тенденциях развития автономного округа в 2010-2013 годах, сценарных условиях прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с учетом сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов; основных показателях прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также подготовленных на их основе прогнозных материалах исполнительных органов государственной власти автономного округа.

 

1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2010-2013 годах

 

Период 2010-2013 годов – подъем экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры после негативного влияния мирового кризиса. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура к 2013 году позволила достичь и превысить объем финансовых ресурсов автономного округа докризисного периода. Экономический рост в Югре был поддержан не только увеличением цен на нефть, но и активным проведением структурных реформ, взвешенной налоговой политикой, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат.

Восстановление потребительского спроса обеспечивалось ростом доходов населения. Среднегодовой темп прироста номинальной заработной платы за период 2010-2012 годов составил 10 %, среднедушевых доходов населения – 3,7 %.

Рост потребительского спроса населения существенно поддерживался потребительским кредитованием. В то же время на потребительском рынке сохранялась относительно невысокая инфляция (декабрь к декабрю), которая постепенно снижалась с 7,8 % в 2010 году до 4,8 % по итогам 2012 года.

Восстановилась  устойчивость на рынке труда. Показатели числа безработных и уровня безработицы по итогам 2011-2012 годов и текущего периода 2013 года (на 01.01.2013 5274 человека и 0,6 % соответственно) ниже показателей докризисного 2008 года (на 31.08.2008 – 8604 человека и 0,98 % соответственно).

К концу 2012 года такие макроэкономические показатели как инвестиции, ввод жилья, объем платных услуг, инфляция, доходы бюджета достигли или превысили максимальные предкризисные значения.

При этом достичь предкризисного уровня по всем макроэкономическим показателям в среднесрочном периоде по объективным причинам не удалось. В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых занимает более 90 % а с 2003 года темпы добычи нефти и с 2007 года непосредственно ее объемы на территории автономного округа снижаются. Снижение добычи нефти связано с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем не менее, проводя в автономном округе взвешенную налоговую политику, удалось стабилизировать ежегодное снижение объемов добычи нефти на уровне 1 %. При таком уровне добычи нефти прогнозируется устойчивое социально-экономическое развитие округа.

За период 2010-2012 годов несколько изменилась структура экономики, при этом качественных, радикальных структурных сдвигов в этот период не произошло. По сравнению с 2009 годом наибольшее уменьшение доли в секторах экономики: добыча полезных ископаемых на 1,1 %; строительстве и торговле по 0,3 %, при этом увеличилась доля: обрабатывающих производств на 0,6 %, электроэнергетики на 0,3 %, транспорта и связи на 0,1 %.

В 2012 году экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры перешла к новой фазе, характеризующейся относительно уверенным ростом потребительских расходов, снижением нормы сбережения домашних хозяйств и ростом заработной платы, прежде всего, в бюджетном секторе. Рост реальной заработной платы ускорился с 3,1 % в 2011 году до 8,6 % в 2012 году.

 

 

 

Таблица 1

Динамика основных показателей социально-экономического развития Югры в 2010-2012 годах

рост в %, в среднем за период

Показатели

2010

2011

2012

2010-2012

Валовой региональный продукт (далее ВРП)

103,0

100,9

100,7

101,4

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю

107,8

105,3

104,8

х

Индекс промышленного производства

101,7

97,9

98,0

99,2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

98,6

106,9

106,2

103,9

Инвестиции в основной капитал

108,8

117,2

105,2

110,4

Реальные располагаемые денежные доходы

93,5

98,4

102,8

98,2

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата

99,4

103,1

108,6

103,7

Среднемесячная заработная плата, рублей

41314,6

45498,1

51060,9

х

Оборот розничной торговли

90,9

102,3

108,8

100,7

Объем платных услуг населению

98,3

106,9

102,9

102,7

Доля в % в консолидированном бюджете РФ

13,7

15,3

15,3

х

Индекс ввода в действие жилых домов

68,2

134,2

134,9

112,4

Цены за нефть Urals (мировые), долл./барр

78,2

109,3

110,5

х

Добыча нефти, млн. тонн

266,0

263,0

259,9

х

 

По итогам 2012 года международное агентство Standard&Poor's в марте 2013 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ВВВ» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAAA». Прогноз изменения рейтингов – «Стабильный».

По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-декабря 2012 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра по сводному индексу социально-экономического развития занял 2 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год – 3 место в рейтинге субъектов РФ).

Текущая ситуация 2013 года характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.

 

Таблица 2

Динамика основных показателей социально-экономического развития Югры в 2012-2013 годах

рост в %, в среднем за период

Показатели

2012

2013

январь-апрель

год отчет

январь-апрель

год оценка3)

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю

100,7

104,8

102,4

105,5

Индекс промышленного производства

98,5

97,7

99,3

98,7

Индекс производства продукции сельского хозяйства

119,5

106,2

104,2

102,3

Инвестиции в основной капитал

х

105,2

100,53)

101,7

Реальные располагаемые денежные доходы

97,81)

102,8

103,01)

100,9

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата

110,6

108,6

101,5

103,1

Среднемесячная заработная плата, рублей

47909,2

51060,9

50790,4

55888,5

Оборот розничной торговли

107,7

108,8

109,8

109,0

Объем платных услуг населению

103,9

102,9

105,3

103,5

Уровень зарегистрированной безработицы  (на конец периода)

0,8

0,6

0,6

0,55

Индекс ввода в действие жилых домов

96,2

134,9

124,3

100,5

Цены за нефть Urals (мировые), долл./барр

117,17

110,5

108,5

105,02)

Добыча нефти, млн. тонн

86,3

259,9

84,1

256,1

 

1) Январь-март

2) Оценка Минэкономразвития РФ

3) Оценка Депэкономики Югры

 

Предприятиями автономного округа производится около 8 % от общего объема произведенной промышленной продукции в России. По объему промышленного производства Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 2-е место среди субъектов Российской Федерации.

В январе-апреле 2013 года положительную динамику продемонстрировали организации обрабатывающих производств (104,3 % к соответствующему периоду предыдущего года) и производства и распределения электроэнергии, газа и воды (100,2 % к соответствующему периоду предыдущего года).

В Югре за январь-апрель 2013 года на потребительском рынке достигнуты более высокие результаты, чем за соответствующий период 2012 года. Увеличился оборот розничной торговли на 9,8 %; платных услуг населению на 5,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2012 года. В 2013 году рост оборота розничной торговли в товарной массе оценивается на 9 %, а объема платных услуг населению – на 3,5 % по сравнению с уровнем 2012 года.

Положительную динамику сохраняют показатели уровня жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-марте 2013 года превысили отметку соответствующего периода 2012 года на 3 %. При этом денежные доходы в среднем на душу населения – 33166,4 рублей, что обеспечивает более 3 прожиточных минимумов.

Среднемесячная начисленная заработная плата за январь-апрель 2013 года – 50790,4 рублей, увеличение по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 7,6 %.

 

2. Характеристика сценариев долгосрочного развития

 

Социально-экономическая политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочную перспективу будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Стратегии Югры – 2030.

В прогнозном периоде социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет определяться основными тенденциями:

сохранение макроэкономической стабильности;

увеличение внутреннего спроса;

зависимость экономики автономного округа от конъюнктуры мирового энергетического рынка;

сокращение доли населения в трудоспособном возрасте в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

углубление диверсификации экономики, решение проблем моногородов;

реформирование жилищно-коммунального хозяйства, нацеленного на повышение энергоэффективности;

активное жилищное строительство;

рост издержек производства в базовом секторе экономики в связи с ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений.

С учетом выявленных тенденций основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Югры определяются реализацией следующих ключевых факторов:

демографическим развитием;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала;

степенью диверсификации структуры региональной экономики;

эффективностью реализации природно-ресурсного потенциала;

инфраструктурным развитием;

интенсивностью разработки и внедрения инноваций;

эффективностью институтов, поддерживающих предпринимательскую и инвестиционную активность;

налоговой, бюджетной политикой государства;

социально-экономическим развитием Российской Федерации.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – консервативный  и инновационный.

В основу разработанных сценариев социально-экономического развития Югры положены прогнозы экономического и демографического развития автономного округа на период 2014-2016 годов, выполненные во взаимосвязанных математических моделях с использованием «Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанных в апреле 2013 года Министерством экономического развития Российской Федерации.

Консервативный вариант (вариант 1) – характеризуется сохранением доминирования базового сектора при постепенном снижении объемов добычи углеводородов, связанном с истощением ресурсов основных месторождений. При этом Югра сохранит лидерские позиции в экономике страны по объему добычи нефти, среднедушевой величине валового регионального продукта, объему налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Демографическое развитие автономного округа в этом варианте характеризуется сохранением текущего уровня показателей естественного движения населения. Но в целом удельные показатели рождаемости и смертности будут ухудшаться за счет уменьшения численности населения в репродуктивном возрасте и увеличения численности населения в возрасте старше трудоспособного.

Инновационный вариант (вариант 2) (базовый) – характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Модернизация нефтедобывающего комплекса остается задачей этого сценария, но его основное отличие от консервативного в том, что появляются и другие самостоятельные локомотивы роста. Прогнозируется более глубокая диверсификация, развитие видов деятельности и форм занятости, характерных для экономики знаний.

Несмотря на то, что консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в региональной экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий, поскольку ресурсы и уровень организации бизнеса и занятость в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энергосырьевых, за базовый в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года принят инновационный социально ориентированный сценарий. Он предполагает более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса, связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человеческого капитала. Инновационный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, что позволяет улучшить социально-экономические параметры развития Югры.

Таблица 3

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года

среднегодовые темпы прироста (убыли), %

  Варианты

2012-2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

Валовой региональный продукт

вариант 1

вариант 2

-0,2

0,2

-1,3

0,5

-1,6

0,7

-1,4

0,7

Промышленность

вариант 1

вариант 2

-1,7

-1,5

-1,8

-0,8

-3,0

-1,1

-3,2

-0,5

Инвестиции в основной капитал

вариант 1

вариант 2

2,2

2,8

0,3

1,0

0,0

0,2

0,2

0,3

Реальная заработная плата

вариант 1

вариант 2

4,1

4,1

0,7

1,1

0,9

1,4

0,9

1,3

Оборот розничной торговли

вариант 1

вариант 2

5,7

5,8

2,2

2,3

1,9

2,1

1,5

1,8

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. (в среднем за период)

вариант 1

вариант 2

104,1

104,1

111,0

111,0

127,0

127,0

151,0

151,0

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США (в среднем за период)

вариант 1

вариант 2

32,1

32,1

38,2

38,0

46,2

43,8

46,3

42,4

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, %  (в среднем за период)

вариант 1

вариант 2

105,1

105,1

104,8

104,8

103,8

103,7

102,5

102,4

Объемы добычи нефти, млн. тонн (в среднем за период)

вариант 1

вариант 2

254,0

254,8

234,1

241,1

202,0

227,6

174,6

226,8

Таблица 4

Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития

 

  Консервативный (вариант 1) Инновационный (вариант 2)
Социальное развитие частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 году масштабная модернизация социальной сферы. Снижение дифференциации доходов населения
Дополнительные расходы на оплату труда сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2016 года. Сохранение достигнутого уровня оплаты труда после 2018 года относительно равномерный рост расходов на реализацию указов. Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года
Транспортная инфраструктура преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 года модернизация транспортной системы к 2025-2030 гг. Увеличение количества населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной транспортной доступностью с 36 % в 2011 году до 65 %
Конкурентные преимущества использование потенциала нефтегазового сектора. Сохранение невысокой конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики создание и развитие конкурентоспособных нефтегазоперерабатывающего, лесопромышленного, горнопромышленного, агропромышленного, туристско-рекреационного, медицинского, научно-инновационного кластеров
Изменение структуры экономики доминирование сырьевого сектора экономики. В структуре ВРП – более 55 % диверсификация экономики. В структуре ВРП сырьевой сектор экономики – 44 % (2011 год – 63 %).Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний
Бюджет сохранение социальной направленности расходов бюджета. Жесткий выбор и исполнение приоритетов при формировании «бюджета развития». Увеличение долговой нагрузки сохранение социальной направленности расходов бюджета. Расширение мер государственной поддержки для инвестиционных проектов, имеющих отложенный мультипликативный экономический эффект. Увеличение долговой нагрузки
Финансирование экономического роста доля инвестиций  на уровне 27 % ВРП доля инвестиций  на уровне 29 % ВРП

 

2.1. Сценарии развития при различных ценах на нефть

 

В прогнозный период, как и в предыдущие годы, экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры может столкнуться с рядом внешних «шоков» и вызовов.

Прежде всего, это возможные колебания (резкие падения) цен на нефть, которые влияют не только на доходы экспортеров, но и на устойчивость бюджетного сектора, внутреннего спроса.

Кроме этого, влияние мировых циклических кризисов и порождаемых ими волн конъюнктуры (подъемов и спадов) является еще одним фактором развития экономики, к которому необходимо быть готовыми.

Инновационный сценарий развития автономного округа, ориентированный на развитие несырьевых отраслей, в перспективе сможет в большей степени повысить устойчивость экономики к возможным внешнеэкономическим «шокам».

Последний глобальный кризис 2008-2009 годов продемонстрировал уязвимость экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к снижению цен на нефть. В 2009 году цена на нефть снизилась на 35 %, при этом экономический рост, который в предкризисный период составлял 3,2 % (2007 год, ВРП), в 2009 году сменился падением на 4,8 %.

В условиях послекризисного восстановления устойчивость экономики к внешним рискам возросла. В 2010-2012 гг. улучшилась сбалансированность экономического роста. Улучшилась инвестиционная позиция экономики Югры.

В варианте более низких цен на нефть предполагается снижение цены в среднем за период 90-95 долларов США за баррель. 

Таблица 5

Цена на нефть Urals (мировые) в варианте более низких цен на нефть[1]

долл./барр. (в среднем за период)

Года

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. (в среднем за период)

2013 год

80,0

2014 год

81,0

2015 год

83,0

2016 год

85,0

2017 год

86,0

2018 год

88,0

2019 год

89,0

2020 год

91,0

2021 год

93,0

2022 год

95,0

2023 год

96,0

2024 год

98,0

2025 год

100,0

2026 год

102,0

2027 год

104,0

2028 год

106,0

2029 год

108,0

2030 год

110,0

 

В условиях пониженных цен с большой вероятностью и спрос на энергоресурсы будет ниже, но, учитывая объективные особенности в добыче нефти, прогнозируемые в Югре, снижение ее объема ниже, чем запланировано в 1 варианте не предполагается.

Ухудшение конъюнктуры и снижение мировых цен на углеводороды скажется на уменьшении ВРП. Темп его прироста может быть ежегодно в среднем ниже на 1,5-2,0 %, чем по инновационному сценарию.

Ухудшение конъюнктуры скажется на снижении темпов роста инвестиций в основной капитал. Темпы роста инвестиций будут на 3-5 % ниже, чем в инновационном сценарии.

Учитывая сложность прогнозирования резких колебаний внешних и внутренних условий, влияющих на социально-экономическое развитие территории, необходимо отметить, что чем более будет диверсифицирована экономика, тем выше надежность финансовой системы и меньше негативное влияние. В связи с этим одним из основных приоритетов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года остается инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

 

3. Основные приоритеты социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года

 

Основными приоритетами экономической и социальной политики в прогнозный период являются:

обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности;

увеличение внутреннего спроса;

инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

модернизация топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего устойчивое развитие экономики;

диверсификация экономики путем создания условия для развития агропромышленного, лесопромышленного комплексов, нефтегазохимии, создание условия для развития туристической деятельности;

развитие инноваций в медицине через интеграцию медицинских научно-производственных и исследовательских организаций, образовательных и лечебно-профилактических учреждений;

улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение объема инвестиций во внутреннем региональном продукте (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596);

повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес (Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1276);

переход экономики на качественно новый уровень развития путем создания высокопроизводительных рабочих мест, что способствует увеличению производительности труда (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596);

повышение качества жизни граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения;

снижение инфраструктурных ограничений роста путем опережающего строительства автомобильных дорог и развития широкополосного интернета;

снижение дифференциации доходов между работниками организаций реального сектора экономики и бюджетной сферы путем увеличения уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597);

дальнейшее развитие системы социального обеспечения, дополнительного пенсионного обеспечения граждан;

улучшение жилищных условий населения, в том числе путем дальнейшего развития системы ипотечного кредитования (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600);

повышение качества услуг жилищно-коммунального комплекса, оптимизация затрат на жилищно-коммунальные услуги путем своевременного ремонта, строительства, проведения экономически обоснованной тарифной политики (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597);

социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

повышение роли в социально-экономическом развитии социально ориентированных некоммерческих организаций (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597);

повышение качества услуг в отраслях социальной сферы путем модернизации используемого оборудования и технологий, продолжения реструктуризации учреждений, развития инновационных технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства, увеличения доли учреждений новых организационно-правовых форм (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598);

доведение до 100 % обеспеченности детскими дошкольными учреждениями детей в возрасте от 3 до 7 лет (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599);

снижение нагрузки на окружающую природную среду путем реализации стратегии обращения с отходами;

повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения, в том числе путем создания системы мониторинга предотвращения правонарушений и развития системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

4. Демографическое развитие и рынок труда

 

Стратегической целью демографической политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является улучшение демографической ситуации на основе увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья населения, создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей, оптимизации миграционных потоков.

Среднегодовая численность населения автономного округа за 2012 год достигла 1572,7 тыс. человек (оценка Федеральной службы государственной статистики), коэффициент урбанизации  – 91,7 %.

На протяжении всего прогнозируемого периода основным фактором, определяющим рост численности населения, останется естественный прирост населения. В результате к 2030 году численность населения округа прогнозируется 1885,1 тыс. человек.

В целях достижения этого уровня в долгосрочном периоде предполагается решение следующих задач:

снижение смертности, в первую очередь, от тех причин и в тех возрастах, которые обеспечивают наиболее эффективный путь увеличения продолжительности жизни населения, его трудового, репродуктивного и человеческого потенциала в целом;

уменьшение масштабов социальной и территориальной дифференциации по уровню смертности;

обеспечение родителей, имеющих нескольких детей, благоприятными условиями для сочетания трудовой деятельности вне дома с выполнением семейных обязанностей;

дальнейшее развитие системы поддержки семей с детьми, в том числе путем расширения круга мер немонетарного и непрямого экономического характера;

усиление адресности социальной поддержки семей в зависимости от числа детей в них, особенно многодетных.

При этом на протяжении прогнозируемого периода будут происходить изменения возрастного состава населения. В результате численность населения старше трудоспособного возраста к 2020 году достигнет 274,8 тыс. человек, в 2030 году – 323,7 тыс. человек, увеличившись в 1,8 раза против 174,2 тыс. человек в 2012 году.

Тенденции изменения половозрастной структуры населения существенно повлияют на показатели смертности населения. Численность умерших будет ежегодно увеличиваться и составит в 2020 году – 11,3 тыс. человек, в 2030 году – 12,5 тыс. человек против 10 тыс. человек в 2012 году.

Основные меры по снижению смертности будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, онкологических заболеваний.

В среднесрочном и долгосрочном периоде будут сохранены достигнутые в Югре целевые ориентиры, установленные Президентом Российской Федерации.

 

Таблица 6

Результаты достижения целевых ориентиров, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598

число умерших на 100 тыс. населения

Показатели

Целевые ориентиры к 2018 году

Россия 2012

Югра 2012

Снижение смертности от болезней, кол-во случаев на 100 тыс. населения:

 

 

 

системы кровообращения

649,4

737,1

287,5

от новообразований (в том числе от злокачественных)

192,8

203,1

112,7

от туберкулеза

11,8

12,5

6,7

от дорожно-транспортных происшествий

10,6

14,4

18,3

Снижение младенческой смертности на 1 тыс. родившихся

4,5

8,6

4,5

 

Оптимизации половозрастного состава населения округа и противодействию процессам старения населения при прогнозируемом сохранении и наращивании привлекательных условий жизни и работы для молодых людей будет способствовать миграционная политика. Ежегодный миграционный прирост в долгосрочном периоде стабилизируется на уровне 0,5 тыс. человек.

Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.

Цель государственной политики, проводимой Правительством Югры на рынке труда – формирование кадрового потенциала, необходимого для эффективного социально-экономического развития автономного округа.

В прогнозном периоде увеличению численности занятых в экономике будет способствовать реализация инвестиционных проектов, среди них: «Строительство Няганской ГРЭС», что позволит создать 1,2 тыс. рабочих мест; «ОАО «Сибур», что позволит создать в период строительства 2,6 тыс. мобилизованных строительных рабочих мест, в период эксплуатации до 230 дополнительных рабочих мест, ТРЦ «Сургут Сити Молл» – самый крупный и амбициозный торгово-развлекательный комплекс в Тюменской области – 6 тыс. рабочих мест; обеспечение жителей села экономичными производственными площадями для реализации предпринимательской инициативы в торговле, бытовом обслуживании, сборе и хранении дикоросов в количестве не менее 300 рабочих мест; строительство инфраструктурных объектов, сопровождающееся созданием постоянных рабочих мест; предпринимательская активность населения.

В результате численность занятого в экономике населения в автономном округе к 2020 году возрастет на 1,8 % в сравнении с 2012 годом (927 тыс. человек), а к 2030 году увеличится на 3,4 % (941,3 тыс. человек).

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) к 2020 году снизится до 5,1 % от экономически активного населения (2012 год – 5,2 %), а к 2030 году до 4,1 % от экономически активного населения.

Прогнозируемая диверсификация отраслей экономики приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, которая будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников между секторами экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности. Ужесточение условий на рынке труда будет стимулировать компании к созданию новых эффективных рабочих мест с высокой производительностью труда.

Рост производительности труда становится ключевым параметром для обеспечения устойчивого экономического роста в условиях ограниченности предложения на рынке труда.

 

 

 

5. Валовой региональный продукт

 

Тенденции улучшения экономической и финансовой ситуации в предыдущие годы нашли отражение в позитивной динамике ВРП. Начиная с 1999 года по 2008 год, отмечен рост ВРП не только в действующих, но и в сопоставимых ценах. Мировой финансовый кризис в определенной степени оказал негативное воздействие на экономику автономного округа, в связи с чем в 2009 году снижение ВРП составило 4,8 % от уровня 2008 года в сопоставимых ценах.

В связи с проявлением эффекта принятых антикризисных мер в 2010 году восстановлена положительная динамика экономического роста. В 2011 году ВРП в сопоставимых ценах достиг уровня 100,9 % к 2010 году. По оценке в 2012 году ВРП в сопоставимых ценах составил 100,7 % к уровню 2011 года. В долгосрочном периоде прогнозируется балансировка по инновационному варианту прогноза на уровне 100,6 %, с сохранением лидирующих позиций Югры в Российской Федерации по его объему на душу населения. К 2030 году номинальный объем валового регионального продукта достигнет рекордных 5 трлн. рублей, с объемом 2,7 млн. рублей на душу населения.

При этом в структуре ВРП будут происходить изменения, связанные с ростом доли несырьевой экономики. Производство товаров сократится с 77,7 % в 2012 году до 67 % в 2030 году, а доля производства услуг увеличится с 22,3 % в 2012 году до 33 % в 2030 году.

 

6. Промышленное производство

 

Предприятиями автономного округа производится около 8 % от общего объема произведенной промышленной продукции в России.

В структуре промышленного производства более 90 % занимает добыча полезных ископаемых и в связи с этим является важным фактором социально-экономического развития Югры.

В прогнозном периоде добыча нефти на территории автономного округа в связи с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпов вводов в эксплуатацию новых месторождений будет постепенно снижаться, достигнув в 2020 году 235,5 млн. тонн, а в 2030 году – 228 млн. тонн.

Несмотря на предпринимаемые совместные усилия недропользователей и Правительства автономного округа по стабилизации объемов добычи, что характеризуется увеличением объемов бурения, объемов инвестиций в основной капитал, применением новых методов и технологий бурения, тенденция уменьшения объемов добычи нефти сохранится на всем промежутке прогнозного периода. Прогнозная оценка планируемых объемов добычи нефти исходит из возможности реализации намеченного плана стратегических мероприятий в благоприятных внешних и внутренних условиях – при высоких мировых ценах на нефть, сохранении полномочий Правительства автономного округа в бюджетной политике, его активном воздействии на поведение нефтяных компаний, успешно осуществляемой модернизации предприятий. Внедрение новых технологий в нефтедобыче позволит ввести в эксплуатацию как новые, так и ныне бездействующие скважины на выработанных месторождениях. Количество вводимых новых скважин по автономному округу в период с 2012 года по 2030 увеличится с 3888 единиц до 4770 единиц.

В прогнозном периоде сохранится тенденция опережающего роста по сравнению с сектором «добыча полезных ископаемых» сектора «обрабатывающие производства».

Обрабатывающие производства при общем повышении темпов роста, доли в ВРП и производительности труда будут развиваться за счет стимулов, поступающих из других отраслей, т.е. за счет внешних драйверов роста. Добывающие отрасли стимулируют развитие обрабатывающих за счет развития высоких уровней переработки и удлинения цепочек добавленной стоимости внутри Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прочие отрасли стимулируют обрабатывающие производства путем роста спроса на их продукцию и предложения своих услуг.

По итогам 2012 года наибольший удельный вес (35,3 %) в структуре обрабатывающего сектора производства занимают организации по производству нефтепродуктов. На предприятиях этого сектора производства в 2012 году отмечен прирост практически по всем видам продукции. Увеличение темпов производства прогнозируется и на долгосрочный период.

Этому будет способствовать реализация программы стратегического развития комплекса по строительству, реконструкции и капитальному ремонту газоперерабатывающих предприятий и продуктопроводов на перспективу до 2015 года ООО «Сибур Холдинг». Программой предусмотрено строительство газопровода и Южно-Приобской компрессорной станции (далее КС), реконструкция Бахиловской КС и строительство лупинга магистрального газопровода «Бахиловский КС – Хохряковская КС – Тюменская КС», строительство газоперерабатывающего комплекса по транспорту и переработке ресурсов попутного нефтяного газа  Нижневартовского района.

В прогнозном периоде планируется строительство  нефтеперерабатывающего завода (далее НПЗ) по глубокой переработке углеводородного сырья, предприятий по производству высококачественного битума, газохимических мини-заводов по переработке нефтяного попутного газа (г.  Нижневартовске), мини-завода по переработке нефти (г. Белоярский), завода по переработке нефтяного попутного газа и мини НПЗ по производству моторного топлива (Кондинский район), мини-завода по переработке нефтяного попутного газа и производству коммунального топлива с применением криогенных технологий (Сургутский район).

Приоритеты развития лесопромышленного комплекса направлены на модернизацию действующих и строительство новых предприятий, а также на развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства. С учетом большой капиталоемкости и низкой инвестиционной привлекательности строительства новых предприятий лесопромышленного комплекса в автономном округе будут совершенствоваться механизмы государственной поддержки и регулирования.

Продукция лесоперерабатывающего комплекса по итогам 2012 года занимает в общем объеме обрабатывающего сектора производства 5,3 %.

В округе созданы производственные комплексы, позволяющие выпускать все виды продукции деревообработки, за исключением целлюлозно-бумажного производства.

Развитие лесопромышленного комплекса является приоритетным направлением для экономики округа. На предстоящий период рассматриваются для реализации инвестиционные проекты: «Организация производства ориентированно–стружечных плит», на ООО «Завод МДФ», п. Мортка Кондинского района; «Увеличение производительности завода по производству ДСП до 265 тыс.куб.м плиты в год», г. Советский; «Модернизация производства деревянного домостроения ЗАО «Строймонтаж», г. Советский.

Развитие и реструктуризация лесопромышленного комплекса автономного округа предусматривает в прогнозном периоде совершенствование структуры производств, внедрение новых технологий, расширение глубокой химической и химико-механической переработки древесины с целью вовлечения в переработку мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины.

Стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесопромышленного комплекса, в том числе деревянного домостроения - индустриального производства комплектов домов по современным технологиям высокой степени готовности.

К 2030 году ожидается увеличение объема производства деревообработки, которое будет достигнуто за счет наращивания выпуска новых видов продукции – шпонированного бруса, плит МДФ, экспортных пиломатериалов, а также деревянного домостроения. С вводом новых производств и технологических линий по переработке древесины увеличится ассортимент продукции и существенно повысится ее качество.

Прогнозируется строительство предприятий по заготовке и вывозке древесины и завода по производству 150 тыс. куб. м плит ДСП (г. Нижневартовск); расширение действующих производств на ОАО ЛВЛ «Югра» (г. Нягань); предприятия по заготовке и вывозке древесины (Белоярский район), лесоперерабатывающего комплекса, ориентированного на деревянное домостроение, производительностью 10 тыс. куб. м в год (Березовский район).

Темп роста производства и распределения электроэнергии, газа и воды в долгосрочной перспективе замедляется на фоне устойчивого роста абсолютных цифр, т. к. инновационный сценарий предполагает, с одной стороны, рост энергопотребления благодаря общему экономическому росту, с другой стороны, благодаря улучшению качества роста происходит активное и повсеместное внедрение энергосберегающих технологий, которое способствует сокращению энергоемкости ВРП.

Приоритеты развития электроэнергетики определяются расширением и перевооружением крупных существующих электростанций, строительством новых базовых электростанций в дефицитных энергорайонах и переводом на централизованное электроснабжение большей части населенных пунктов автономного округа.

Выработка электроэнергии прогнозируется к 2020 году в объеме 101 млрд. киловатт-часов, к 2030 году – 102 млрд. киловатт-часов, что к уровню 2012 года составит 119,2 % и 120,4 % соответственно.

Увеличение объема производства электроэнергии к 2030 году станет возможным благодаря планируемому введению новых мощностей на Сургутской ГРЭС-2, Нижневартовской ГРЭС и строительству Няганьской ГРЭС согласно инвестиционной программы РАО ЕЭС. Планируется построить  газотурбинную электростанцию в Березовском районе. Для обеспечения электроэнергией горнорудной промышленности на Приполярном Урале планируется построить тепловые электростанции на базе бурых углей Северо-Сосьвинских месторождений, что соответствует задачам Энергетической стратегии России в части замещения жидких углеводородов и газа на уголь. В прогнозируемом периоде будет осуществляться развитие энергетики на нефтепромыслах компаний за счет использования попутного нефтяного, отбензиненного и сжиженного газа, отходов деревообработки (мини-теплоэлектростанции) в районах лесопромышленного освоения. Наращивание мощностей большой и малой энергетики на территории автономного округа позволит обеспечить излишки электроэнергии, которые могут быть переданы в соседние субъекты РФ в объеме более 30 млрд. кВтч/год.

В результате тенденций, прогнозируемых в реальном секторе экономики округа, к 2030 году структура промышленного производства Югры по сравнению с 2012 годом претерпит изменения:

добыча полезных ископаемых – 82,9 % (90,7 % – 2012 год);

производство и распределение электроэнергии, газа и воды в структуре промышленного производства – 12,7 % (6,1 % – 2012 год);

организации обрабатывающего комплекса – 4,4 % (3,2 % - 2012 год).

 

7. Инвестиции в основной капитал

 

В предстоящие годы повышение эффективности и конкурентоспособности производства будет определяться ростом инвестиций в инновационный сектор экономики и высокотехнологичные проекты обрабатывающих производств.

По итогам 2012 года в основной капитал было инвестировано 669,9 млрд. рублей, прирост 5,2 % в сопоставимых ценах к 2011 году. В результате среди субъектов Российской Федерации Югра заняла 3 место по объему инвестиций в основной капитал и 3 место  по объему инвестиций на душу населения.

На период до 2030 года прогнозируется сохранение инвестиционной направленности экономического развития автономного округа. Среднегодовому приросту в сопоставимых ценах в долгосрочном периоде будет способствовать налоговая, бюджетная и долговая политика, проводимая в автономном округе.

Решение о реализации Стратегии 2030 и участие государства в финансировании инвестиционных проектов является стимулом для частных инвесторов и положительно влияет на инвестиционный климат.

Динамика инвестиций в основной капитал в долгосрочном периоде будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства, а также бюджетными капитальными вложениями в инфраструктурные объекты, высокотехнологичные отрасли, отрасли, связанные с развитием человеческого капитала и другие.

Внедрение в Югре Стандарта деятельности исполнительной органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе, начатое в 2012 году, в среднесрочном и долгосрочном периоде позволит обеспечить благоприятные условия для  создания новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристских кластеров, реализующих конкурентный потенциал Югры. Реализация инвестиционных проектов, основанных на использовании инновационных технологий, включая: «Строительство завода по производству OSB мощностью до 150 тыс. куб. м в год»; «Строительство завода по производству смол для плитной промышленности»; «Модернизация производства продукции ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»; «Строительство Няганьской ГРЭС», «Строительство Нижневартоской ГРЭС»; «Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в городе Ханты-Мансийске»; «Строительство птицеводческого предприятия комплексной яично-мясной специализации и блока теплиц ОАО «Агрофирма» вблизи д. Ярки Ханты-Мансийского района»; «Модернизация и расширение комплекса по производству особо чистого кварцевого концентрата и кварцевого порошка для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности»; «Строительство завода по производству листового стекла с использованием float-технологий», – позволит создать благоприятные условия для формирования горнорудного кластера, лесопромышленного кластера и др.

Доля инвестиций в ВРП на протяжении всего долгосрочного периода в Югре будет выше целевого ориентира, установленного в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 596 (увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 % – к 2018 году).

 

8. Жилищное строительство

 

Цель жилищной политики автономного округа – увеличение объемов жилищного строительства, формирование рынка доступного жилья, цивилизованного рынка арендного жилья, обеспечение жильем льготных категорий граждан, развитие различных схем ипотечного кредитования приобретения жилья, развитие малоэтажного деревянного каркасного домостроения. Основные принципы стратегии развития строительного комплекса в долгосрочном периоде:

повышение мобильности строительно-монтажных организаций;

снижение ресурсоемкости строительства;

создание новых мощностей стройиндустрии;

замещение ввоза строительных материалов собственным производством, развитие местной базы стройиндустрии.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, получившем в связи с открытием месторождений нефти и газа стремительное промышленное развитие, а вместе с ним прирост численности в 11,6 раз за 50 лет, обеспеченность жильем по итогам 2012 года – 19,2 кв. м на человека, что ниже среднероссийской отметки в 23 кв. м жилья (за 2011 год).

С целью стимулирования жилищного строительства застройщикам и населению оказываются меры государственной поддержки в виде:

субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры;

компенсации процентной ставки по привлекаемым заемным средствам при реализации инвестиционных проектов;

государственных гарантий;

поддержки ипотечного кредитования в виде компенсации процентной ставки отдельным категориям граждан.

С целью повышения доступности жилья в среднесрочном и долгосрочном периоде будет продолжена реализация механизмов содействия населению в решении жилищных вопросов.

Увеличению предложения на рынке доступного жилья, а также повышению его ценовой доступности будет способствовать реализация «дорожной карты» по улучшению предпринимательского климата. Мероприятия которой призваны улучшить предпринимательский климат в сфере строительства, в том числе упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Достижению значимых результатов в строительной сфере будет способствовать реализация программы «Содействие развитию предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2013-2020 годы».

Будет продолжена работа по обеспечению переселения граждан из аварийного жилья, а также реализован комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Перечисленные направления жилищной политики будут способствовать достижению показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600.

В целях улучшения жилищных условий населения на перспективу до 2030 года планируется вводить ежегодно не менее 1 млн. кв. м, что позволит повысить обеспеченность жильем Югры до 27,4 кв. м к 2030 году.

 

9. Рынок товаров и услуг

 

9.1. Параметры инфляции

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в период 2010-2012 годов удалось добиться существенного снижения инфляции. Среднегодовой индекс потребительских цен на товары и услуги в 2012 году составил рекордно низкую отметку в 103,3 %. 

Задача на долгосрочный период – сохранить положительные тенденции, достигнутые в отчетном периоде. Важными факторами сдерживания инфляции в долгосрочном периоде станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

На самый влиятельный в сегменте услуг сектор платных услуг – жилищно-коммунальные услуги будет влиять рост тарифов на услуги инфраструктурных компаний, который будет ограничен уровнем  инфляции в среднем за год.

Динамика цен на продовольственные товары будет постепенно снижать свое влияние на потребительскую инфляцию по мере увеличения доли непродовольственных товаров и платных услуг.

В целях сдерживания роста инфляции в автономном округе в прогнозном периоде продолжится работа по созданию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, повышению эффективности деятельности производителей товаров и услуг.

В результате прогнозируется, что инфляция в долгосрочном периоде в среднем за год будет оставаться на уровне 3 %.

 

9.2. Потребительский рынок

Потребительский рынок – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп: государство, потребители, производители, предприниматели в сфере услуг.

Цель государственной политики на потребительском рынке  – максимально полное  удовлетворение потребностей населения в услугах и товарах путем создания эффективной логистической системы, соответствующей требованиям  инновационного сценария развития экономики и способствующей модернизации экономики региона в целом.

 

9.2.1 Торговля

Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Оборот розничной торговли в Югре в 2012 году уверенно набирал обороты после негативного влияния финансового кризиса 2008 года и увеличился по сравнению с 2011 годом на 8,8 %, составив в номинале 303,1 млрд. рублей. Этому способствовал рост платежеспособного спроса населения, повышение качества услуг, оказываемых торговыми предприятиями.

В Югре есть потенциал, способствующий сохранению в долгосрочном периоде положительных тенденций, достигнутых на потребительском рынке:

высокий уровень доходов населения (в номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации);

материально-техническая база предприятий торговли и общественного питания представлена 5769 магазинами, 1822 предприятиями мелкой розницы, 242 торговыми центрами, 2831 предприятием общественного питания, из них 1925 предприятиями общедоступной сети, 225 предприятиями оптовой торговли. Идет преобразование материально-технической базы торговли в современную индустрию сервиса, осуществляется поиск новых системных подходов. Один из них - строительство и реконструкция торговых центров (в 2008 году 171 торговый центр, в 2012 году – 242);

меры государственной поддержки, оказываемые субъектам малого предпринимательства, наиболее активно осуществляющим свою деятельность на потребительском рынке в виде:

поручительства субъектам предпринимательства, что позволяет привлечь средства кредитных организаций;

компенсации банковской процентной ставки; лизинговых платежей; микрозаймы; грантовая поддержка.

Влияние в прогнозном периоде до 2030 года на рост темпов товарооборота будут оказывать факторы: обеспеченность площадями современного формата, увеличение количества сетевых торговых предприятий, специализация магазинов, переход от торговли на рынках к цивилизованным формам торговли, увеличение доли дистанционной торговли.

Становление новой телекоммуникационной среды, основанной на Интернете и мобильных технологиях, приведет к изменениям в ряде сегментов розничной торговли и появлению новых. С учетом географических особенностей автономного округа, наличия значительного числа отдаленных друг от друга населенных пунктов, а также динамичного развития технологий, средств связи и коммуникации, отвечающих общемировым тенденциям, развитие дистанционной торговли будет иметь приоритетное значение.

Важную роль при формировании объемов товарооборота играет повышение культуры обслуживания потребителей. В качестве дополнительного сервиса предлагаются такие виды услуг, как доставка продуктов питания на дом, работа бесплатных детских  игровых комнат, а магазины, торгующие бытовой техникой и электроникой, предоставляют покупателям доставку крупногабаритных товаров на дом и их сервисное обслуживание.

 

9.2.2. Платные услуги населению

 

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры продолжает активно развиваться сфера платных услуг населению.

По итогам 2012 года оказано платных услуг на 75 млрд. рублей в действующих ценах, рост в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года составил 2,9 %.

К 2030 году население Югры приобретет платных услуг на сумму 322 млрд. рублей в действующих ценах, увеличение произойдет в 4,3 раза к уровню 2012 года.

Стабильному увеличению объема платных услуг связи в Югре будет способствовать расширение интернет-услуг, телефонизация новых жилых микрорайонов, создание инфраструктуры широкополосного доступа на  территории автономного округа, в том числе в малочисленных и отдаленных населенных пунктах. Будут реализованы проекты по созданию и монтажу «волоконно-оптических линий связи», обновлению телекоммуникационных сетей, что позволит уже к 2020 году обеспечить  85 % домашних хозяйств доступом к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек.

 В прогнозном периоде сохранится спрос населения автономного округа на транспортные услуги, т.к. активнее используются услуги транспортных компаний для перевозки грузов различных видов и габаритов на местных и междугородних линиях.

На территории автономного округа активное развитие получит сектор туризма, инициируется развитие трех основных туристско-рекреационных зон. Имеется потенциал для развития этнографического, культурно-познавательного, экологического и спортивного туризма и для организации рыболовных, экстремальных и спортивных туров. В туристских маршрутах задействованы различные достопримечательности городов и районов, возможности музеев и природных парков автономного округа.

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, увеличение доли платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг в прогнозном периоде обеспечивает рост этого вида услуг.

Существенную трансформацию в прогнозном периоде претерпит область оказания социальных услуг. Структура и качество предлагаемых услуг сферы здравоохранения, образования, культуры, социальных учреждений, оказываемые в настоящее время государственным и муниципальным сектором, будут изменены. 

Реструктуризация бюджетной сферы на региональном и муниципальном уровне будет происходить в направлении развития принципов дерегулирования, внедрения конкурентных механизмов за доступ к бюджетным ресурсам. Основная цель привлечения общественного и частного сектора к предоставлению государственных и муниципальных услуг состоит в обеспечении доступа населения к более широкому кругу услуг высокого качества. Негосударственный сектор обладает серьезными преимуществами, позволяющими снизить стоимость предоставления услуги: более эффективный менеджмент и наличие конкуренции, побуждающей организации снижать затраты. Участие негосударственного сектора в предоставлении государственных услуг позволяет привлечь частные инвестиции.

 

10. Финансы

 

Прогноз  финансовых ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 годов разработан на основе анализа тенденций 2011-2013 годов, с учетом действующего федерального и регионального бюджетного и налогового законодательства,  информации о прогнозных уровнях добычи нефти организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и среднегодовой цены на нефть марки «Urals».

В долгосрочной перспективе инновационный сценарий развития базируется на позитивных тенденциях в мировой экономике, благоприятной экономической конъюнктуре.

При этом бюджетная политика будет направлена на обеспечение долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, создание условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

При инновационном сценарии спрогнозирована заинтересованность инвесторов в освоении запасов углеводородного сырья на территории Югры и, как следствие, относительная стабильность финансовых ресурсов.

В долгосрочном периоде основным и обязательным является сосредоточение усилий как органов государственной власти автономного округа, так и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития региона.

 

11. Денежные доходы и расходы населения

 

Одним из основных макроэкономических показателей уровня жизни являются доходы населения. По итогам 2012 года среднедушевые денежные доходы населения составили 35871,8  рублей. В номинальном выражении на протяжении ряда лет они остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (в 2012 году 6 место среди субъектов Российской Федерации). Достигнутый уровень денежных доходов населения обеспечивает 3,8 бюджетов прожиточного минимума.

В течение 2012 года реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали устойчивую положительную динамику темпов роста и по концу года достигли значения в 102,8 %, впервые за последние 3 года превысив 100-процентный уровень.

В структуре денежных доходов населения основную долю занимает заработная плата. По итогам 2012 года номинальная заработная плата работников возросла на 12,2 %, составив 51,1 тыс. рублей, при реальном исчислении в 108,6 %.

По инновационному сценарию развития в прогнозном периоде ожидается сохранение тенденции увеличения заработной платы. В 2030 году по сравнению с 2012 годом номинальная заработная плата увеличится в 2,65 раза, составив 135,5 тыс. рублей.

Во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников бюджетного сектора к 2018 году предполагается доведение до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и научно-исследовательского персонала (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597). На период до 2030 года в консервативном и инновационном вариантах сохраняется достигнутый паритет по заработной плате.

Таблица 7

Динамика основных макроэкономических показателей по инновационному (второму) варианту развития

 

среднегодовые темпы прироста, процент

 

2012

2013-2015

2016-2020

2021-2030

Россия

Югра

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата

8,4

8,6

2,6

1,1

1,3

 

В 2012 году среднемесячная заработная плата работников бюджетных отраслей (здравоохранение, образование, культура, искусство и спорт) достигла 37,9 тыс. рублей, увеличившись на 17 % к уровню 2011 года.

Реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы будет способствовать снижению разрыва между оплатой труда в бюджетных отраслях и реальном секторе экономики.

В инновационном варианте прогноза предполагается, что в 2013-2030 годах реальная заработная плата работников бюджетных отраслей будет расти темпами в пределах 4,2-6,4 %.

При этом, учитывая значительную дифференциацию заработной платы в автономном округе, доведение до эффективного уровня заработной платы в бюджетной сфере будет достигаться поэтапно и потребует существенного увеличения финансирования.

Реализация мер по сокращению бедности, повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и уровня оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать росту качества жизни населения.

Достижение этого роста можно рассматривать в качестве важного свидетельства прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.

Это является не только результатом, но и предпосылкой устойчивого экономического развития, поскольку предполагает формирование человеческого капитала более высокого качества, роста производительности труда.

Прогноз социально-экономического развития на период до 2030 года позволяет с уверенностью сказать о достижении стратегической цели – повышении качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобальной конкурентоспособности.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стремится быть лучшим местом для жизни людей и продолжает развиваться как регион-локомотив роста российской экономики, центр развития для соседних территорий, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.

 

12. Развитие человеческого капитала

 

Развитие сферы социальных услуг в прогнозном периоде рассматривается как фактор, повышающий привлекательность проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, и как одно из направлений инновационного развития.

Одним из условий развития социальной сферы на прогнозный период станет повышение эффективности оказания бюджетных услуг. В том числе на основе:

внедрения новых организационно-экономических механизмов в деятельность учреждений;

внедрения новых пространственно-распределенных моделей оказания социальных услуг;

реструктуризации существующей сети учреждений;

активного привлечения негосударственных организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг за счет бюджетных средств.

Благодаря высокому уровню доходов населения и повышению эффективности кадровой политики спрос на дополнительные платные услуги социальных отраслей в автономном округе прогнозируется с увеличением на весь период до 2030 года.

Кроме этого спрос на дополнительные платные услуги бюджетной сферы будет формироваться крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории автономного округа и населением других регионов.

Новые организационно-экономические механизмы, заложенные федеральными закономи от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», создают предпосылки для развития учреждений бюджетной сферы за счет повышения самостоятельности управления бюджетными средствами и развития платных услуг, не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

В Югре учитываются территориальные различия в формировании спроса на социальные услуги. В связи с этим на период 2030 года прогнозируется продолжение развития филиальной сети учреждений и обеспечение пространственно-распределенного предоставления услуг. Формирование «комплексных» государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих одновременно несколько услуг, отнесенных к разным отраслям и (или) уровням расходных полномочий.

В прогнозном периоде рассматривается важная часть социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – корпоративная социальная политика, развитие социальной ответственности бизнеса. По итогам 2012 года в автономном округе действовало 38 соглашений между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории автономного округа с общей суммой 6,2 млрд. рублей. В результате на паритетных условиях в 2012 году:

велось строительство  детских садов в гг. Ханты-Мансийск, Когалым, Нефтеюганск, Урай, пгт. Пойковский, с. Локосово, пос. Мулымья, Сергино,  Большие Леуши;

осуществлялся капитальный ремонт школы в г. Нефтеюганске;

строился спальный корпус Угутской школы-интерната;

рееконструировались объекты здравоохранения в гг. Когалым, Лангепас, Урай, культурные центры в гг. Пыть-Ях, Сургут, Когалым, Лангепас, Покачи, физкультурные комплексы гг. Когалым, Лангепас, Урай, Советский, п. Горноправдинск, п. Верхний Казым, п. Сорум, г. Югорск.

Компании оказывали благотворительную помощь хоккейному клубу «Югра», федерации дзюдо Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, федерации шахмат Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, общественной организации «Спасение Югры».

В прогнозном периоде будет продолжено взаимодействие с системообразующими предприятиями и сумма средств, направленных на развитие объектов социальной сферы, предоставляемых по соглашениям о сотрудничестве между Правительством автономного округа и хозяйствующими субъектами ежегодно, прогнозируется с увеличением не менее 3 %.

 

12.1. Образование

 

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования.

Среди основных направлений развития образования в прогнозный период предусмотрено:

формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний;

продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования;

внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Внедрение инновационной формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – семейные группы, способствующие наиболее полному охвату детей дошкольным образованием, поддержке многодетных семей путем предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка. В результате к 2016 году предполагается обеспечить достижение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

обновление структуры школ в сельской местности. Базовые школы и филиалы будут соединены не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, медицинского обслуживания и другие).

Результатом модернизации образования в прогнозный период станет:

увеличение удельного веса численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования;

увеличение уровня оплаты труда работникам образования, повышение уровня стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования;

модернизация материально-технической базы сферы образования;

модернизация сферы дополнительного образования и социализации, летнего отдыха и занятости, самоорганизации детей (гранты и конкурсы на реализацию социально-образовательных инициатив в области научно-технического творчества и др.).

 

12.2. Здравоохранение

 

Высокое качество человеческого капитала формируется, в том числе и за счет инвестиций в здоровье человека. Развитие здравоохранения Югры на период до 2030 года ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки.

Основными стратегическими направлениями развития системы охраны здоровья в Югре до 2030 года будут:

создание современной системы здравоохранения мирового уровня, доступной для всего населения округа, и привлекательной для жителей других регионов;

повышение квалификации медицинского персонала до уровня, сравнимого с мировым, и превращение здравоохранения Югры в лидера российской системы здравоохранения.

Учитывая достигнутые  успехи в сфере оказания высокотехнологической помощи, высокий уровень обеспеченности региона медицинским персоналом в соответствии со Стратегией Югры – 2030 в долгосрочном периоде медицинский туризм – это одно из перспективных направлений  развития туризма в автономном округе.

На базе имеющейся медицинской и гостиничной инфраструктур представляется возможным создание центра международного туризма «людей третьего возраста» – пожилых граждан, путешествующих по миру. Специфика этого направления требует развитую медицинскую инфраструктуру и интересный природный или культурный потенциал региона. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра соответствует этим требованиям.

Одним из направлений развития медицины округа в долгосрочном периоде может стать создание на базе медицинских учреждений Югры федерального  образовательного центра – пилотной площадки для апробации инновационной медицинской техники.

Развитая система телемедицинских коммуникаций позволяет создать на базе медицинских центров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры федеральные консультативные центры, обеспечивающие коммуникацию российских региональных лечебно-профилактических учреждений с ведущими клиниками мира.

 

 

12.3. Культура

 

Прогноз развития культуры до 2030 года предполагает создание необходимых условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения как основы целостности, устойчивого и динамичного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В прогнозном периоде будет обеспечено:

создание благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и культурным ценностям, модернизация культуры на основе продвижения информационных технологий, освоение передового опыта продвижения культурного продукта и платных услуг;

сохранение, эффективное использование и популяризация памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности Югры, своеобразия городских округов и муниципальных районов автономного округа;

укрепление единого культурного пространства автономного округа через стимулирование выездной и гастрольной деятельности на территории региона, содействие фестивальному движению в профессиональном искусстве и самодеятельном творчестве Югры, формирование кластеров (систем) творческих индустрий и туризма;

создание условий для наиболее полного раскрытия интеллектуальных и творческих способностей человека, в том числе сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования,  стимулирование развития новых типов культурных институтов, поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве и самодеятельном творчестве, создание многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров и повышения квалификации, создание условий труда и занятости творческих работников, развитие малого предпринимательства и системы государственного частного партнерства, расширение межрегионального и международного культурного сотрудничества;

совершенствование системы управления культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе усиление социальной направленности культурной политики в Югре, развитие самостоятельности и инициативы муниципальных образований автономного округа в вопросах культурного развития их территории, развитие программно-целевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях, формирование корпуса современных менеджеров – руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и культурных проектов, разработка и внедрение механизмов по расширению участия общественности в управлении культурным процессом.

В результате социально-экономического развития культуры к 2030 году планируется достичь следующих результатов:

сохранение национальных культур народов, традиционно проживающих на территории автономного округа;

формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей требованиям времени, внедрение современных информационных технологий в культурную деятельность;

обеспечение широкого доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;

повышение качества и разнообразия культурных услуг, развитие внестационарных, дистанционных и инновационных форм культурного обслуживания населения;

развитие независимого сектора культуры, усиление влияния на культурное, социальное и пространственное развитие округа, поддержка инновационной активности кадров отрасли;

сближение уровней оплаты труда работников культуры с оплатой труда в среднем по региону;

оптимизация сети государственных учреждений культуры;

повышение качества и эффективности государственного управления отраслью;

укрепление позиций культуры Югры в стране и за рубежом как региона Российской Федерации с высоким уровнем культуры.

 

12.4. Спорт

 

В Югре функционирует развитая система спортивной инфраструктуры. При этом возможности автономного округа в развитии спорта высоких достижений очень велики.

Соглашением с Министерством спорта России о сотрудничестве в сфере развития физической культуры и спорта на территории региона закреплены спортивные приоритеты округа. По олимпийским видам спорта базовыми для автономного округа определены биатлон, лыжные гонки, сноуборд, а также легкая атлетика, а по паралимпийской программе – следж-хоккей. Соглашением предусматривается участие Министерства спорта РФ в развитии спортивной инфраструктуры для приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. В рамках соглашения предусмотрено строительство новых и модернизация имеющихся баз и центров подготовки спортивных сборных команд по различным видам спорта. Высокий потенциал округа в сфере массового спорта и спорта высоких достижений в ближайшие годы будет укрепляться и существенно расширяться.

Важной задачей станет создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом. Развитие массового спорта будет способствовать формированию здорового образа жизни, в том числе у детей и подростков, созданию условий для увеличения продолжительности жизни населения.

Как результат в период 2013-2020 годов будет полностью преодолена имеющаяся неравномерность распределения мощностей спортивных сооружений, их недостаточная пропускная способность сменится массовой доступностью.

 

 


[1] Прогноз 2030 Социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Приложение «Внешние и сопряженные с ними условия».

 

Обновлено: 07.04.2016 10:55